Навигация
 o Главная
 o Новости
 o Конвенции

Ссылки
 o Написать письмо

Рекомендация Международной Организации Труда от 21 июня 2001 г. N 192
о безопасности и гигиене труда в сельском хозяйстве

Генеральная конференция Международной организации труда, созванная в Женеве Административным советом Международного бюро труда и собравшаяся на свою 89-ю сессию 5 июня 2001 года,
постановив принять ряд предложений о безопасности и гигиене труда в сельском хозяйстве, что является четвертым пунктом повестки дня сессии,
решив придать этим предложениям форму рекомендации, дополняющей Конвенцию 2001 года о безопасности и гигиене труда в сельском хозяйстве (далее именуемой "Конвенция"),
принимает сего ... дня июня месяца две тысячи первого года следующую рекомендацию, которая может именоваться Рекомендацией 2001 года о безопасности и гигиене труда в сельском хозяйстве.

I. Общие положения

1. В целях реализации положений статьи 5 Конвенции меры, касающиеся инспекции труда в сельском хозяйстве, должны приниматься с учетом положений Конвенции и Рекомендации 1969 года об инспекции труда в сельском хозяйстве.
2. Многонациональные корпорации должны обеспечивать надлежащую охрану труда и здоровья работников сельского хозяйства на всех своих предприятиях без дискриминации и независимо от места или страны, где они расположены, в соответствии с национальными законодательством и практикой, а также с положениями Трехсторонней декларации принципов, касающихся многонациональных корпораций и социальной политики.

II. Контроль за состоянием безопасности и гигиены труда

3. 1) Компетентный орган, назначенный для осуществления национальной политики, о которой идет речь в статье 4 Конвенции, должен после консультаций с заинтересованными представительными организациями работодателей и трудящихся осуществлять следующие меры:
a) выявлять основные проблемы, устанавливать приоритетные направления действий, разрабатывать эффективные методы их решения и периодически давать оценку полученным результатам;
b) предписывать меры профилактики производственных рисков в сельском хозяйстве и осуществления контроля за ними:
i). принимая во внимание технологический прогресс и уровень знаний в области безопасности и гигиены труда, а также соответствующие нормы, рекомендации и своды практических правил, принятые признанными национальными или международными организациями;
ii). принимая во внимание необходимость защиты окружающей среды от последствий сельскохозяйственной деятельности;
iii). конкретно определяя меры, которые следует принять, с тем чтобы предотвратить или контролировать риск возникновения связанных с производством инфекционных заболеваний работников сельского хозяйства;
iv). конкретно указывая на то, что работник не должен в одиночку выполнять опасные виды работ в изолированных местах или замкнутых пространствах без надежных средств связи с ним и возможности оказания ему помощи;
c) готовить руководящие указания для работодателей и работников.
2) В целях реализации положений статьи 4 Конвенции компетентный орган должен:
a) принимать положения, направленные на постепенное распространение сферы деятельности соответствующих служб гигиены труда на работников сельского хозяйства;
b) устанавливать порядок уведомления о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях в сельском хозяйстве и их регистрации, в частности в целях осуществления статистического учета, проведения национальной политики и разработки профилактических программ на уровне предприятия;
c) содействовать безопасности и гигиене труда в сельском хозяйстве за счет учебных программ и материалов, направленных на удовлетворение потребностей работодателей и работников, действующих в сельском хозяйстве.
4. 1) Для реализации положений статьи 7 Конвенции компетентный орган должен учредить национальную систему контроля за состоянием безопасности и гигиены труда, которая должна включать контроль за состоянием здоровья работников и контроль за состоянием производственной среды.
2) Эта система должна включать обязательную оценку факторов риска и, в зависимости от обстоятельств, меры профилактики и контроля, касающиеся, помимо прочего:
a) опасных химических веществ и отходов;
b) токсических и инфекционных веществ, биологических аллергенов и отходов;
c) раздражающих или токсических паров;
d) вредных видов пыли;
e) канцерогенных веществ или агентов;
f) шума и вибрации;
g) экстремальных температур;
h) солнечного ультрафиолетового облучения;
i) болезней, передаваемых через животных;
j) контактов с дикими или ядовитыми животными;
k) использования машин и оборудования с применением средств индивидуальной защиты;
l) ручной обработки или перемещения грузов;
m) чрезмерных или продолжительных физических и умственных нагрузок, стрессов, вызванных производственной деятельностью, и неудобных рабочих поз;
n) рисков, связанных с внедрением новых технологий.
3) Должны приниматься меры по контролю за состоянием здоровья молодых работников, беременных женщин и кормящих матерей, а также работников пожилого возраста, в зависимости от обстоятельств.

III. Меры профилактики и защиты

Оценка факторов риска и управление ими

5. В целях реализации положений статьи 7 Конвенции перечень мер по безопасности и гигиене труда на уровне предприятия должен включать:
a) организацию служб охраны и гигиены труда;
b) меры по оценке факторов риска и управлению ими в следующем приоритетном порядке:
i). устранение риска;
ii). установление контроля за факторами риска в источнике их возникновения;
iii). сведение к минимуму факторов риска такими средствами, как разработка систем безопасного труда, внедрение технических и организационных мер, а также использование опыта по охране труда и профессиональная подготовка;
iv). в той мере, в какой риск сохраняется, предоставление и использование средств индивидуальной защиты и спецодежды без каких-либо затрат для работника;
c) меры, направленные на решение проблем, возникающих в результате несчастных случаев и чрезвычайных ситуаций, включая оказание первой помощи и обеспечение надлежащими транспортными средствами для доставки в медицинские учреждения;
d) порядок уведомления о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях и их регистрации;
e) надлежащие меры по защите лиц, присутствующих на сельскохозяйственном объекте, населения, проживающего рядом с этим объектом, а также окружающей среды от рисков, которые могут возникать в связи с соответствующей сельскохозяйственной деятельностью, например в связи с отходами агрохимикатов, животноводческими стоками, загрязнением почвы и воды, истощением почвы и изменениями рельефа местности;
f) меры, направленные на обеспечение того, чтобы используемая технология была адаптирована к климатическим условиям, организации труда и трудовой практике.

Безопасность машин и эргономика

6. В целях реализации положений статьи 9 Конвенции необходимо принимать меры, обеспечивающие соответствующий выбор или адаптацию технологии, машин и оборудования, в том числе средств индивидуальной защиты, учитывая местные условия в странах-пользователях, и в частности связанные с этим последствия с точки зрения эргономики и влияния климатических условий.

Безопасное использование химических веществ

7. 1) С учетом положений Конвенции и Рекомендации 1990 года о химических веществах и других соответствующих международных технических стандартов, должны приниматься предписываемые меры, обеспечивающие безопасное использование химических веществ в сельском хозяйстве.
2) В частности, меры профилактики и защиты, принимаемые на уровне предприятия, должны включать:
a) надлежащие средства индивидуальной защиты, спецодежду и соответствующее моечное оборудование для лиц, использующих химические вещества, и для обслуживания и очистки средств индивидуальной защиты и оборудования для внесения ядохимикатов, но не за счет работников;
b) меры предосторожности во время и после распыления и разбрызгивания в местах, где применяются химические вещества, включая меры профилактики заражения продуктов питания и питьевой воды, а также воды, используемой для личной гигиены и орошения;
c) обработку и утилизацию неиспользуемых опасных химических веществ и порожних контейнеров, которые все еще могут содержать остатки опасных химических веществ, таким образом, чтобы исключить или свести к минимуму риск для безопасности и здоровья работников, а также угрозу для окружающей среды в соответствии с национальными законодательством и практикой;
d) ведение учета применения пестицидов, используемых в сельском хозяйстве;
e) обучение сельскохозяйственных работников должно на постоянной основе включать, в зависимости от обстоятельств, изучение практических мероприятий и процедур, либо характера рисков и мер профилактики, которые необходимо принимать в связи с применением химических веществ на производстве.

Уход за животными и защита от рисков биологического характера

8. В целях реализации положений статьи 14 Конвенции меры при работе с биологическими веществами, которая связана с риском возникновения инфекции, аллергии или отравления, а также в связи с уходом за животными должны включать:
a) оценку факторов риска в соответствии с положениями пункта 5 выше в целях исключения, профилактики или снижения рисков биологического характера;
b) контроль и проверку животных с целью выявления всех заразных для человека заболеваний, в соответствии в ветеринарными нормами и национальными законодательством и практикой;
c) меры защиты в связи с уходом за животными и, в зависимости от обстоятельств, обеспечение надлежащими средствами защиты и спецодеждой;
d) меры защиты при работе с биологическими веществами и, в случае необходимости, обеспечение надлежащими средствами защиты и спецодеждой;
e) в зависимости от обстоятельств, иммунизацию работников, ухаживающих за животными;
f) обеспечение дезинфицирующих средств, санитарных установок, обслуживание и очистку средств индивидуальной защиты и спецодежды;
g) обеспечение аптечек для оказания первой помощи и противоядий или иных чрезвычайных средств на случай контакта с ядовитыми животными, насекомыми или растениями;
h) меры безопасности при обработке, сборе, хранении и удалении навоза и отходов;
i) меры безопасности при обработке и уничтожении туш зараженных животных, включая очистку и дезинфекцию зараженных помещений;
j) предоставление информации об обеспечении безопасности, включая предупреждающие знаки и обучение работников, осуществляющих уход за животными.

Сельскохозяйственные производственные объекты

9. В целях реализации положений статьи 15 Конвенции требования в отношении безопасных и здоровых условий труда на сельскохозяйственных производственных объектах должны включать технические стандарты, касающиеся строений, зданий, сооружений, барьеров, заграждений и замкнутых пространств.

Социально-бытовые и жилищные условия

10. В целях реализации положений статьи 19 Конвенции и в соответствии с национальными законодательством и практикой работодатели должны обеспечивать работникам сельского хозяйства, в зависимости от обстоятельств:
a) пригодную к употреблению питьевую воду в достаточном количестве;
b) условия для хранения и стирки личной спецодежды работников;
c) условия для приема пищи и, в случае практической возможности, для кормления грудных детей на рабочем месте;
d) раздельные санузлы и душевые для работников и работниц или их раздельное использование;
e) транспортные средства по производственной необходимости.

IV. Другие положения

Трудящиеся женщины

11. В целях реализации положений статьи 18 Конвенции должны приниматься меры для обеспечения оценки любых связанных с производством рисков для безопасности и здоровья беременных женщин и кормящих матерей, а также для репродуктивного здоровья женщин.

Самостоятельно занятые фермеры

12. 1) Государства-члены должны предусмотреть постепенное распространение сферы действия защиты, предусмотренной Конвенцией, на самостоятельно занятых фермеров, с учетом, в зависимости от обстоятельств, мнения заинтересованных представительных организаций самостоятельно занятых фермеров.
2) В этих целях в национальном законодательстве следует определить права и обязанности самостоятельно занятых фермеров в отношении обеспечения безопасности и гигиены труда в сельском хозяйстве.
3) С учетом национальных условий и практики следует принимать во внимание, в зависимости от обстоятельств, мнения представительных организаций самостоятельно занятых фермеров при выработке, применении и периодическом пересмотре национальной политики, о которой говорится в статье 4 Конвенции.
13. 1) В соответствии с национальными законодательством и практикой компетентный орган должен принимать меры, обеспечивающие, чтобы самостоятельно занятые фермеры пользовались охраной и гигиеной труда, предусмотренной положениями Конвенции.
2) Эти меры должны включать:
a) разработку положений о постепенном распространении на самостоятельно занятых фермеров сферы действия соответствующих служб гигиены труда;
b) постепенную разработку процедур для включения самостоятельно занятых фермеров в систему уведомления о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях и их регистрации;
c) разработку рекомендаций, учебных программ и материалов, а также соответствующее консультирование и обучение самостоятельно занятых фермеров, чтобы охватить, в частности, вопросы:
i). обеспечения охраны и гигиены их труда, а также охраны и гигиены труда тех, кто работает с ними, учитывая связанные с трудовой деятельностью факторы риска, включая опасность нарушения опорно-мышечного аппарата, выбор и использование химических и биологических веществ, проектирование безопасных производственных систем, выбор, использование и техническое обслуживание средств индивидуальной защиты, машин, инструментов и приспособлений;
ii). обеспечения того, чтобы на вредных и опасных работах не использовался труд детей.
14. Если экономические, социальные и административные условия не позволяют включать в систему национального или добровольного страхования самостоятельно занятых фермеров и их семьи, в том числе малообеспеченных лиц, ведущих натуральное хозяйство, то государства-члены должны принимать меры для постепенного распространения ее сферы охвата до уровня, предусмотренного в статье 21 Конвенции. Этого можно было бы достичь за счет следующих средств:
a) создание специальных страховых систем или фондов;
b) адаптация существующих систем социального обеспечения.
15. В ходе реализации вышеуказанных мер, касающихся самостоятельно занятых фермеров, необходимо учитывать особое положение:
a) мелких арендаторов и издольщиков;
b) мелких собственников сельскохозяйственных предприятий;
c) лиц, участвующих в работе сельскохозяйственных коллективных предприятий, например членов кооперативов фермерских хозяйств;
d) членов семьи, устанавливаемых в соответствии с национальными законодательством и практикой;
e) фермеров, ведущих натуральное хозяйство;
f) других самостоятельно занятых работников сельского хозяйства, в соответствии с национальными законодательством и практикой.


 
 
 
© Copyright 2009
Используются технологии uCoz