Навигация
 o Главная
 o Новости
 o Конвенции

Ссылки
 o Написать письмо

Назад /

Рекомендация Международной Организации Труда от 24 июня 1986 г. N 172
об охране труда при использовании асбеста

Генеральная Конференция Международной Организации Труда, созванная в Женеве Административным Советом Международного Бюро Труда и собравшаяся июня 1986 года на свою семьдесят вторую сессию,
отмечая соответствующие международные конвенции и рекомендации по труду и, в частности, Конвенцию и Рекомендацию 1974 года о профессиональных раковых заболеваниях, Конвенцию и Рекомендацию 1977 года о производственной среде (загрязнение воздуха, шум и вибрация), Конвенцию и Рекомендацию 1981 года о безопасности и гигиене труда, Конвенцию и Рекомендацию 1985 года о службах гигиены труда, пересмотренный в 1980 году список профессиональных заболеваний, прилагаемый к Конвенции 1964 года о пособиях в случаях производственного травматизма, а также "Свод практических правил по охране труда при использовании асбеста"*, опубликованный Международным Бюро Труда в 1984 году, в котором установлены принципы национальной политики и деятельности на национальном уровне,
постановив принять ряд предложении об охране труда при использовании асбеста, что является четвертым пунктом повестки дня сессии,
решив придать этим предложениям форму рекомендации, дополняющей Конвенцию 1986 года об асбесте,
принимает сего двадцать четвертого дня июня месяца тысяча девятьсот восемьдесят шестого года следующую Рекомендацию, которая может именоваться Рекомендацией 1986 года об асбесте.

I. Сфера применения и определения

1. 1) Положения Конвенции 1986 года об асбесте и настоящей Рекомендации следует применять ко всем видам деятельности, связанным с опасностью воздействия на работников асбеста в процессе работы.
2) В соответствии с национальными законодательством и практикой следует принимать меры, предоставляющие лицам, работающим не по найму, защиту, аналогичную той, которая предусмотрена в Конвенции 1986 года об асбесте и в настоящей Рекомендации.
3) Особое внимание следует уделять найму лиц моложе 18 лет на работу, связанную с опасностью воздействия производственных факторов, вызываемых асбестом, как это предусматривается компетентным органом.
2. Виды деятельности, связанные с опасностью воздействия производственных факторов, вызываемых асбестом, должны включать, в частности:
a) добычу и обработку асбестосодержащих минералов;
b) изготовление материалов или изделий, содержащих асбест;
c) использование или применение асбестосодержащих изделий;
d) очистку от асбеста, ремонт или поддержание в надлежащем состоянии асбестосодержащих изделий;
e) снос или ремонт установок или сооружений с асбестосодержащими материалами;
f) транспортировку, хранение и обработку асбеста или асбестосодержащих материалов;
g) другие операции, связанные с опасностью воздействия содержащейся в воздухе асбестовой пыли.
3. Для целей настоящей Рекомендации:
a) термин "асбест" означает волокнистую форму минералов из класса силикатов, принадлежащую к горным минералам группы серпентина, т.е. хризолит (белый асбест), и группы амфибола, т.е. актинолит, амозит (коричневый асбест, куммингтонит - грунерит), антофиллит, крокидолит (голубой асбест), тремолит или любые иные соединения, содержащие один или более из этих элементов;
b) термин "асбестовая пыль" означает содержащиеся в воздухе частицы асбеста или осевшие частицы асбеста, которые могут подняться в воздух производственной среды;
c) термин "содержащаяся в воздухе асбестовая пыль" означает, в целях измерения, частицы пыли, измеряемые гравиметрическим или эквивалентным ему методом;
d) термин "респирабельные асбестовые волокна" означает асбестовые волокна, диаметр которых менее 3 мкм, а отношение длины волокна к его диаметру более 3:1. Только волокна, длина которых более 5 мкм, принимаются во внимание в целях измерения;
e) термин "воздействие асбеста" означает воздействие на производстве находящихся в воздухе респирабельных асбестовых волокон или асбестовой пыли, источником которых является асбест или минерал, материалы или асбестосодержащие изделия;
f) термин "работники" включает в себя членов производственных кооперативов.
g) термин "представители работников" означает представителей работников, которые признаны как таковые национальными законодательством или практикой в соответствии с Конвенцией 1971 года о представителях работников.

II. Общие принципы

4. Меры, предписанные согласно статье 3 Конвенции 1986 года об асбесте, должны разрабатываться таким образом, чтобы охватывать разнообразие вредных производственных факторов, связанных с использованием асбеста во всех видах экономической деятельности, и должны разрабатываться с должным учетом статей 1 и 2 Конвенции 1974 года о профессиональных раковых заболеваниях.
5. Компетентный орган должен периодически пересматривать предписанные меры, учитывая опубликованный Международным Бюро Труда Свод практических правил по охране труда при использовании асбеста, другие своды практических правил или руководства, которые могут быть подготовлены Международным Бюро Труда, а также заключения совещаний экспертов, которые МВТ может созвать, и информацию, поступающую от других компетентных органов, относительно асбеста и заменяющих его материалов.
6. Компетентный орган, применяя положения настоящей Рекомендации, должен осуществлять свою деятельность после консультаций с наиболее представительными организациями работодателей и работников.
7. 1) Работодатель, после консультаций и в сотрудничестве с заинтересованными работниками или их представителями, а также с учетом рекомендаций компетентных органов, в том числе служб гигиены труда, должен принимать все соответствующие меры для предупреждения воздействия асбеста или контроля за ним.
2) В соответствии с национальными законодательством и практикой консультации и сотрудничество между предпринимателем и работающими у него трудящимися могли бы осуществляться через:
a) делегатов работников по охране труда;
b) комитеты по охране и гигиене труда работников или объединенные комитеты по охране и гигиене труда;
c) других представителей работников.
8. Работники, работающие с асбестом или асбестосодержащими изделиями, обязаны в рамках своих обязанностей выполнять предписанные инструкции по безопасности и гигиене, включая использование надлежащих средств защиты.
9. 1) Работник, покинувший место работы, которое, как он обоснованно считает, представляет для его жизни или здоровья серьезную опасность, должен:
a) предупредить об этом своего непосредственного руководителя;
b) быть огражден от санкций или дисциплинарных мер, в соответствии с национальными условиями и практикой.
2) Против работника не должно приниматься наносящих ему ущерб мер в связи с добросовестно поданной им жалобы на то, что, по его мнению, является нарушением предусмотренных законом требований или серьезной неэффективностью мер, принятых работодателем в отношении безопасности и гигиены труда и производственной среды.

III. Защитные и профилактические меры

10. 1) Компетентный орган должен обеспечить предупреждение и защиту от воздействия асбеста, предписывая технические меры защиты и методы работы, включая гигиену рабочего места, которые обеспечивают максимальную защиту работников.
2) Компетентный орган должен периодически определять, исходя из уровня воздействия, обстоятельств и условий, превалирующих в производственной среде, а также в свете научных исследований и технического прогресса:
a) те разновидности асбеста и асбестосодержащих изделий, на использование которых следует давать разрешение, а также те производственные процессы, применение которых требует разрешения;
b) те разновидности асбеста и асбестосодержащих изделий, использование которых следует полностью или частично запретить, а также производственные процессы, в которых использование асбеста или некоторых разновидностей асбеста или асбестосодержащих изделий следует запретить.
3) В основе запрещения или разрешения на использование определенных разновидностей асбеста или асбестосодержащих изделий и их замены другими веществами должна лежать научная оценка их опасности для здоровья.
11. 1) Компетентный орган должен поощрять исследования технических и медицинских проблем, относящихся к воздействию асбеста, материалам-заменителям и альтернативным технологиям.
2) Компетентный орган должен поощрять исследования и разработку асбестосодержащих изделий, других материалов-заменителей или безвредных и менее вредных альтернативных технологий в целях ликвидации или уменьшения риска для работников.
12. 1) Компетентный орган должен требовать, если вызывается необходимостью защита работников, замены, по мере возможности, асбеста материалами-заменителями.
2) Все потенциальные материалы-заменители, до их внедрения в какой-либо процесс, должны тщательно оцениваться с точки зрения их возможной опасности для здоровья. Если будет сочтено необходимым, следует постоянно следить за состоянием здоровья работников, работающих с этими материалами.
13. 1) В целях эффективного соблюдения национальных законодательства и правил компетентный орган должен указывать, какую информацию следует включать в уведомления о работах, связанных с использованием асбеста, предусмотренные в статье 13 Конвенции 1986 года об асбесте.
2) Эта информация должна, в частности, включать:
a) разновидность и количество используемого асбеста;
b) выполняемые виды работ и операции;
c) производимые изделия;
d) численность подвергающихся воздействию асбеста работников и степень и частоту его воздействия на них;
e) профилактические и защитные меры, принимаемые для соблюдения национальных законодательства и правил;
f) любую другую информацию, необходимую для защиты здоровья работников.
14. 1) Снос тех частей оборудования или сооружений, в которых использованы крошащиеся асбестосодержащие изоляционные материалы, а также очистка от асбеста зданий или сооружений, где асбест может оказаться в воздухе, должны производиться с разрешения, которое следует выдавать только тем работодателям или подрядчикам, которые признаны компетентным органом, как имеющие квалификацию для выполнения такой работы в соответствии с положениями настоящей Рекомендации.
2) Работодатель или подрядчик обязаны до начала работ по сносу или очистке подготовить рабочий план, уточняющий меры, которые необходимо принять до начала работ, включая меры, направленные на:
a) обеспечение работников всей необходимой защитой;
b) ограничение выделения асбестовой пыли в воздух;
c) информирование работников, на которых может воздействовать возможный выброс асбестовой пыли в воздух, о том, какие общие процедуры и оборудование следует использовать и какие меры предосторожности следует принимать; и
d) обеспечение удаления асбестосодержащих отходов в соответствии с пунктом 28 настоящей Рекомендации.
3) С работниками или их представителями следует консультироваться относительно рабочего плана, указанного в подпункте 2 настоящего пункта.
15. 1) Каждый работодатель должен, с участием работающих у него работников, разработать и осуществлять программу профилактики и контроля за воздействием асбеста на работников. Эту программу следует регулярно пересматривать с учетом изменений в производственных процессах и используемом оборудовании или изменений в технологии и методах профилактики и контроля.
2) Компетентный орган должен в соответствии с национальной практикой осуществлять деятельность с целью содействия, в частности мелким предприятиям, которые могут не располагать техническими знаниями или средствами, в разработке профилактических программ на случай возможного воздействия асбеста.
16. Следует применять технические средства защиты и надлежащие методы работы для предупреждения выделения асбестовой пыли в воздух рабочей зоны. Даже если допустимые уровни или другие категории оценки воздействия соблюдаются, следует принимать такие меры, которые уменьшили бы воздействие до уровня настолько низкого, насколько это практически достижимо.
17. Меры, которые следует принимать, с тем чтобы предупреждать или контролировать воздействие асбеста на работников, и избежать воздействия, должны включать, в частности, следующее:
a) асбест следует использовать только в том случае, если можно предупредить или защитить от опасности его воздействия; в противном случае он должен быть, по мере технических возможностей, заменен другими материалами или должны использоваться альтернативные технологические процессы, в отношении которых имеются научно обоснованные оценки как безопасных или представляющих меньшую опасность;
b) число лиц, направляемых на работу, связанную с воздействием асбеста, и продолжительность такого воздействия следует сводить до минимума, необходимого для безопасного выполнения этой работы;
c) следует использовать такие механизмы, оборудование и производственные процессы, которые устраняют или сводят к минимуму образование асбестовой пыли и особенно ее выделение в воздух производственной и общей окружающей среды;
d) рабочие места, где использование асбеста может привести к выделению в воздух асбестовой пыли, следует изолировать от общей производственной среды, чтобы избежать возможного воздействия асбеста на других работников;
e) рабочие зоны, где существует возможность воздействия асбеста, должны быть четко разграничены и обозначены предупредительными знаками, ограничивающими доступ посторонних;
f) местонахождение асбеста, используемого в сооружении объектов, следует регистрировать.
18. 1) Применение крокидолита и изделий, содержащих это волокно, должно запрещаться.
2) Компетентный орган должен иметь полномочия разрешать, после консультаций с соответствующими наиболее представительными организациями работодателей и работников, частичные исключения из предусмотренного в подпункте 1) настоящего пункта запрета, если замена практически неосуществима, при условии, что принимаются меры, обеспечивающие, чтобы здоровье работников не ставилось под угрозу.
19. 1) Следует запретить распыление всех видов асбеста.
2) Следует запретить установку изоляционных материалов из хрупкого асбеста.
3) Компетентный орган должен иметь полномочия разрешать, после консультаций с соответствующими наиболее представительными организациями работодателей и работников, частичные исключения из предусмотренного в подпунктах 1) и 2) настоящего пункта запрета, если применение альтернативных методов практически неосуществимо, при условии, что принимаются меры, обеспечивающие, чтобы здоровье работников не ставилось под угрозу.
20. 1) Предприятия, добывающие и поставляющие асбест, а также производящие и поставляющие содержащие его изделия, должны нести ответственность за должную и соответствующую маркировку тары или изделий.
2) В национальных законодательстве или правилах следует предусмотреть, чтобы этикетка была напечатана на более распространенном в соответствующей стране языке или языках, и указать, что тара или изделие содержит асбест, что вдыхание асбестовой пыли опасно для здоровья и что следует принимать соответствующие защитные меры.
3) Национальные законодательство или правила должны предусматривать, чтобы предприятия, добывающие и поставляющие асбест, а также производящие и поставляющие содержащие его изделия, готовили и представляли ведомости, показывающие содержание асбеста, опасности для здоровья и соответствующие защитные меры по материалу или изделию.
21. Система инспекции, предусмотренная в статье 5 Конвенции 1986 года об асбесте, должна быть основана на положениях Конвенции 1947 года об инспекции труда. Инспекция должна проводиться квалифицированным персоналом. Службы инспекции должны иметь возможность получать от работодателя информацию, предусмотренную в пункте 13.
22. 1) Предельно допустимые уровни должны устанавливаться на основе средневзвешенной во времени концентрации содержащейся в воздухе асбестовой пыли, обычно выражаемой исходя из восьмичасового рабочего дня и сорокачасовой рабочей недели, а также с учетом признанного метода отбора проб и замеров.
2) Предельно допустимые уровни следует периодически пересматривать и обновлять в свете технического прогресса и достижений в области техники и медицины.
23. Установки, системы вентиляции, оборудование и средства защиты от воздействия асбестовой пыли следует регулярно проверять и поддерживать в хорошем рабочем состоянии.
24. Рабочие места следует убирать безопасным методом так часто, как это необходимо для предупреждения скопления асбестовой пыли на поверхностях. Положения Конвенции 1986 года об асбесте и настоящей Рекомендации должны распространяться на осуществляющий уборку персонал.
25. 1) При невозможности предупредить или защитить от опасности воздействия содержащейся в воздухе асбестовой пыли иным образом работодатель должен обеспечивать, поддерживать в должном состоянии и заменять бесплатно для работников надлежащие респираторные защитные устройства и специальную одежду. В таких условиях работники обязаны использовать такие устройства.
2) Респираторные защитные устройства должны соответствовать нормам, установленным компетентным органом, и применяться только как дополнительная, временная, крайне необходимая или исключительная мера, а не как альтернатива техническим средствам защиты.
3) Если требуется использование респираторных защитных устройств, следует предусматривать должные перерывы в соответствующих местах для отдыха с учетом физической нагрузки, связанной с использованием таких устройств.
26. 1) В случаях, когда личная одежда работников может оказаться загрязненной асбестовой пылью, работодателю следует, в соответствии с национальными законодательством или правилами и по консультации с представителями работников, выдавать бесплатно для работника соответствующую рабочую одежду, которую нельзя носите вне рабочего места.
2) Работодатели должны предоставлять работникам в соответствующей форме должную информацию о вредных для здоровья членов их семей или других лиц факторах, которые могут возникнуть в результате того, что домой может быть принесена загрязненная асбестовой пылью одежда.
3) Обработка и чистка использованной рабочей и специальной защитной одежды должны осуществляться в контролируемых условиях в цепях предупреждении выделения асбестовой пыли в воздух, согласно требованию компетентного органа.
27. 3) Для работников, подвергающихся воздействию асбеста, следует предусмотреть, в случае необходимости, двойные помещения для смены одежды, умывальные н душевые помещения и комнаты отдыха.
2) Следует предусмотреть в рабочие часы достаточное время для смены одежды, принятия душа или для умывания после рабочей смены, в соответствии с национальной практикой.
28. 1) В соответствии с национальными законодательством и практикой работодатели должны удалять асбестосодержащие отходы таким образом, чтобы не ставилось под угрозу здоровье заинтересованных работников, включая тех, кто обрабатывает асбестосодержащие отходы, или населения, проживающего вблизи предприятия.
2) Компетентный орган и работодатели должны принимать соответствующие меры для предотвращения загрязнения окружающей среды асбестовой пылью, выделяющейся в результате производственного процесса.

IV. Наблюдение за производственной средой и за состоянием здоровья работников

29. В случаях, определяемых компетентным органом, работодатель должен принимать меры в целях систематического наблюдения за концентрацией содержащейся в воздухе рабочей зоны асбестовой пыли и за продолжительностью и уровнем воздействия асбеста на работников и наблюдения за состоянием здоровья работников.
30. 1) Уровень воздействия асбеста на работников должен измеряться или рассчитываться, исходя из средневзвешенной во времени концентрации за определенный отрезок времени.
2) Отбор проб и замеры концентрации содержащейся в воздухе асбестовой пыли должны проводиться квалифицированным персоналом, используя методы, одобренные компетентным органом.
3) Частота и пределы отбора проб и замеров должны соответствовать уровню риска, изменениям в производственном процессе или другим соответствующим условиям.
4) Оценивая риск, компетентный орган должен принимать во внимание риск, вызываемый асбестовыми волокнами всех размеров.
31. 1) Для предупреждения заболевания и функционального нарушения, вызываемых воздействием асбеста, все работники, направляемые на работу, связанную с воздействием асбеста, должны проходить, по мере необходимости:
a) предварительный медицинский осмотр;
b) периодические медицинские осмотры через соответствующие промежутки времени;
c) другие проверки и обследования, в частности, рентгенографию грудной клетки и функциональные проверки легких, которые могут потребоваться для наблюдения за состоянием их здоровья в связи с воздействием производственной опасности и выявления ранних признаков заболевания, вызванного асбестом.
2) Интервалы между медицинскими осмотрами должны определяться компетентным органом с учетом степени воздействия и состояния здоровья работников в связи с влиянием опасного производственного фактора.
3) В соответствии с национальными законодательством и практикой компетентный орган должен обеспечить, чтобы работники имели возможность продолжать находиться под соответствующим медицинским наблюдением после прекращения работы, связанной с воздействием асбеста.
4) Предусмотренные в подпунктах 1) и 3) осмотры, анализы и обследования следует, по мере возможности, проводить в рабочее время, и они должны быть бесплатными для работника.
5) Если результаты медицинских анализов или обследований обнаруживают клинические или доклинические нарушения, должны приниматься меры с целью предупреждения или уменьшения воздействия производственных опасностей на данных работников и прекращения дальнейшего ухудшения состояния их здоровья.
6) Результаты медицинских осмотров должны использоваться для определения состояния здоровья в связи с воздействием асбеста и не должны использоваться для дискриминации работника.
7) Результаты медицинских осмотров должны использоваться для содействия трудоустройству работника на рабочее место, соответствующее состоянию его здоровья.
8) Работники, за чьим здоровьем ведется наблюдение, должны пользоваться:
a) правом на конфиденциальность личной и медицинской информации;
b) правом на получение полных и подробных объяснений относительно целей и результатов наблюдения;
c) правом не давать согласие на оперативное медицинское вмешательство, которое нарушает целостность организма.
32. Работников следует информировать соответствующим и надлежащим образом, в соответствии с национальной практикой, о результатах медицинских осмотров, и они должны получать индивидуальные консультации относительно состояния их здоровья в связи с трудовой деятельностью.
33. Бели при наблюдении за состоянием здоровья обнаружено вызванное асбестом профессиональное заболевание, следует, в соответствии с национальными законодательством и практикой, уведомлять об этом компетентный орган власти.
34. Если продолжение работы, связанной с воздействием асбеста, считается противопоказанным с медицинской точки зрения, следует, согласно национальным условиям и практике, обеспечить соответствующих работников другими средствами сохранения их дохода.
35. В национальных законодательстве или правилах следует, в соответствии с Конвенцией 1964 года о пособиях в случаях производственного травматизма, предусмотреть компенсацию работникам, которые получили заболевание или у которых обнаружены функциональные нарушения в связи с воздействием асбеста на производстве.
36. 1) Данные контроля за состоянием производственной среды следует хранить не менее 30 лет.
2) Данные контроля за воздействием асбеста на работников, а также отдельные разделы из их медицинских карт, касающиеся воздействия асбеста на здоровье, и рентгеновские снимки грудной клетки должны храниться не менее 30 лет после прекращения работы, связанной с воздействием асбеста.
37. Заинтересованные работники, их представители и службы инспекции должны иметь доступ к записям контроля за производственной средой.
38. В случаях закрытия предприятия или после прекращения с работниками трудовых отношений записи и информацию, хранимые в соответствии с пунктом 36 настоящей Рекомендации, следует сдавать в архив согласно указаниям компетентного органа.
39. В соответствии с принятой Административным Советом Международного Бюро Труда Трехсторонней декларацией о принципах, касающихся многонациональных предприятий и социальной политики, национальная и многонациональная компания, имеющая более чем одно предприятие, обязана осуществлять меры безопасности, касающиеся предупреждения, ограничения и защиты от вредных для здоровья факторов, связанных с производственным воздействием асбеста, охватывающие без дискриминации работников на всех ее предприятиях, независимо от места или страны, где они расположены.

V. Информирование и обучение

40. Компетентный орган должен принимать меры с целью содействия обучению и информированию всех соответствующих лиц относительно предупреждения, ограничения и защиты от вредных для здоровья факторов, связанных с воздействием на производстве асбеста.
41. Компетентный орган должен, после консультаций с заинтересованными наиболее представительными организациями работодателей и работников готовить соответствующие методические руководства для работодателей, работников и других лиц.
42. Работодатели должны обеспечить, чтобы работники, которые могли находиться под воздействием асбеста, получали бесплатно периодическую подготовку и инструкции на языке и методами, легко воспринимаемыми работниками, относительно влияния такого воздействия на здоровье, мер, которые необходимо принимать, чтобы предотвратить и ограничить воздействие асбеста, особенно относительно правильных методов работы, предупреждающих и ограничивающих образование и выделение в воздух асбестовой пыли, а также относительно использования предоставленных работникам общих и индивидуальных средств защиты.
43. При проведении мер обучения внимание следует обращать на особую опасность для здоровья работников, вызываемую сочетанием курения и воздействия асбеста.
44. Организации работодателей и работников должны принимать конструктивные меры по осуществлению сотрудничества и участию в выполнении программ профессиональной подготовки, информирования, предупреждения, контроля и защиты в том, что касается профессиональных опасностей, вызываемых воздействием асбеста.

______________________________
* Охрана труда при использовании асбеста: Свод практических правил, опубликованный Международным Бюро Труда (Женева, МБР, 1984 год).


 
 
 
© Copyright 2009
Используются технологии uCoz