Конвенция
Международной Организации Труда N 183
о пересмотре конвенции (пересмотренной) 1952
года об охране материнства
(Женева, 15 июня 2000 г.)
Конвенция вступила
в силу 7 февраля 2002 г.
Российская Федерация
в настоящей Конвенции не участвует
Генеральная конференция Международной организации
труда,
созванная в Женеве Административным советом
Международного бюро труда и собравшаяся 30 мая
2000 года на свою 88-ю сессию,
отмечая необходимость в пересмотре Конвенции
(пересмотренной) и Рекомендации 1952 года об
охране материнства, чтобы и далее содействовать
равенству всех женщин в сфере труда, а также
здоровью и безопасности матери и ребенка, признав
тем самым различия в уровнях экономического
и социального развития государств-членов, а
также разнообразный характер предприятий и различия
в уровнях охраны материнства, предусмотренных
в национальных законодательстве и практике,
отмечая положения Всеобщей декларации прав человека
(1948 г.), Конвенции ООН о ликвидации всех форм
дискриминации в отношении женщин (1979 г.),
Конвенции ООН о правах ребенка (1989 г.), Пекинской
Декларации и Платформы действий (1995 г.), Декларации
Международной организации труда о равенстве
возможностей и обращения в отношении трудящихся
женщин (1975 г.), Декларации Международной организации
труда об основополагающих принципах и правах
в сфере труда и механизма ее реализации (1998
г.), а также международных трудовых конвенций
и рекомендаций, направленных на обеспечение
равенства возможностей и обращения для трудящихся
женщин и мужчин, в частности Конвенции 1981
года о трудящихся с семейными обязанностями,
принимая во внимание положение трудящихся женщин
и необходимость обеспечения защиты беременности,
что является общей обязанностью правительств
и общества,
постановив принять ряд предложений по пересмотру
Конвенции (пересмотренной) и Рекомендации 1952
года об охране материнства, что является четвертым
пунктом повестки дня сессии, и
решив придать этим предложениям форму международной
конвенции,
принимает сего пятнадцатого дня июня месяца
двухтысячного года следующую конвенцию, которая
может именоваться Конвенцией 2000 года об охране
материнства.
Сфера
действия
Статья
1
В целях настоящей Конвенции термин "женщина"
означает любое лицо женского пола, без какой
бы то ни было дискриминации, а термин "ребенок"
означает любого ребенка без какой бы то ни было
дискриминации.
Статья
2
1. Настоящая Конвенция применяется
ко всем работающим по найму женщинам, включая
женщин, занятых нетипичными формами зависимого
труда.
2. После консультаций с представительными организациями
заинтересованных работодателей и трудящихся
каждое государство-член, которое ратифицирует
настоящую Конвенцию, может, однако, исключать
полностью или частично из сферы действия настоящей
Конвенции ограниченные категории трудящихся,
если ее применение к ним приводит к возникновению
особых проблем существенного характера.
3. Каждое государство-член, пользующееся предусмотренными
в предшествующем пункте возможностями, перечисляет
в своем первом докладе о применении настоящей
Конвенции, представляемом в соответствии со
статьей 22 Устава Международной организации
труда, исключенные таким образом категории трудящихся
и приводит причины для их исключения. В своих
последующих докладах государство-член описывает
меры, принятые им с целью постепенного распространения
сферы действия положений настоящей Конвенции
на эти категории.
Охрана
здоровья
Статья
3
После консультаций с представительными организациями
работодателей и трудящихся каждое государство-член
принимает надлежащие меры для обеспечения того,
чтобы беременные женщины или кормящие матери
не должны были выполнять работу, которая, по
определению компетентных властей, является вредной
для здоровья матери или ребенка, либо, по имеющимся
оценкам, представляет существенный риск для
здоровья матери или ее ребенка.
Отпуск
по беременности и родам
Статья
4
1. По представлении медицинского свидетельства
или после иной надлежащей проверки, предусмотренной
национальными законодательством и практикой,
удостоверяющих предполагаемый срок родов, женщина,
в отношении которой применяется настоящая Конвенция,
имеет право на отпуск по беременности и родам
продолжительностью не менее 14 недель.
2. Упомянутая выше продолжительность отпуска
указывается каждым государством-членом в декларации,
сопровождающей ратификацию настоящей Конвенции.
3. Каждое государство-член может впоследствии
представить Генеральному директору Международного
бюро труда новую декларацию об увеличении продолжительности
отпуска по беременности и родам.
4. С учетом необходимости охраны здоровья матери
и ребенка отпуск по беременности и родам включает
обязательный период продолжительностью в шесть
недель после рождения ребенка, если на национальном
уровне между правительством и представительными
организациями работодателей и трудящихся не
согласованы иные сроки.
5. В целях обеспечения защиты положения женщин
на рынке труда пособия в связи с отпуском, упомянутым
в статьях 4 и 5, выплачиваются из фондов обязательного
социального страхования или из общественных
фондов либо в соответствии с порядком, определяемом
национальными законодательством и практикой.
Работодатель не несет индивидуальную ответственность
за прямые издержки, связанные с выплатой любых
таких денежных пособий работающей у него или
у нее по найму женщине, без четко выраженного
на то своего согласия, за исключением случаев,
когда:
а) это предусматривается национальными законодательством
или практикой государства-члена, которые действовали
до даты принятия настоящей Конвенции Международной
конференцией труда;
или
b) это является предметом согласия, достигнутого
на национальном уровне между правительством
и представительными организациями работодателей
и трудящихся.
Отпуск
в случае заболевания или осложнений
Статья
5
По представлении медицинского свидетельства
предоставляется дополнительный отпуск до или
после периода, на который приходится отпуск
по беременности и родам, в случае заболевания,
осложнений или опасности осложнений, причиной
которых являются беременность или роды. Характер
и максимальная продолжительность такого отпуска
может устанавливаться в соответствии с национальными
законодательством и практикой.
Пособия
Статья
6
1. В соответствии с национальным законодательством
или любым иным способом, соответствующим национальной
практике, женщинам, отсутствующим на работе
в связи с отпуском, указанным в статьях 4 или
5, предоставляются денежные пособия.
2. Денежные пособия устанавливаются на таком
уровне, чтобы женщина могла содержать себя и
своего ребенка в достойных с санитарно-гигиенической
точки зрения условиях и иметь надлежащий уровень
жизни.
3. Если в соответствии с национальными законодательством
или практикой исчисление денежных пособий, выплачиваемых
в связи с указанным в статье 4 отпуском, осуществляется
на основе предыдущих заработков, то размер таких
денежных пособий устанавливается на уровне не
менее двух третей от предыдущих заработков женщины
или тех ее заработков, которые принимаются во
внимание при исчислении пособий.
4. Если в соответствии с национальными законодательством
или практикой для определения размера денежных
пособий, выплачиваемых в связи с указанным в
статье 4 отпуском, используются другие методы,
то размер таких пособий устанавливается в среднем
на уровне суммы, получаемой при применении положений
предыдущего пункта.
5. Каждое государство - член обеспечивает, чтобы
условия, дающие право на денежные пособия, могли
удовлетворяться значительным большинством женщин,
подпадающих под сферу действия настоящей Конвенции.
6. Если женщина не отвечает условиям, дающим
ей право на денежные пособия, устанавливаемые
в соответствии с национальным законодательством
или любым иным способом, соответствующим национальной
практике, то она имеет право на адекватные пособия
из фондов социальной помощи при условии проведения
проверки доходов, требуемой для выделения такой
помощи.
7. Медицинская помощь оказывается женщине и
ее ребенку в соответствии с национальным законодательством
либо любым иным способом, соответствующим национальной
практике. Медицинская помощь включает помощь
в период до, во время и после родов, а также,
в случае необходимости, госпитализацию.
8. В целях обеспечения защиты положения женщин
на рынке труда пособия в связи с отпуском, упомянутым
в статьях 4 и 5, выплачиваются из фондов обязательного
социального страхования или из общественных
фондов либо в соответствии с порядком, определяемом
национальными законодательством и практикой.
Работодатель не несет индивидуальную ответственность
за прямые издержки, связанные с выплатой любых
таких денежных пособий работающей у него или
у нее по найму женщине, без четко выраженного
на то своего согласия, за исключением случаев,
когда:
a) это предусматривается национальными законодательством
или практикой государства - члена, которые действовали
до даты принятия настоящей Конвенции Международной
конференцией труда; или
b) это является предметом согласия, достигнутого
на национальном уровне между правительством
и представительными организациями работодателей
и трудящихся.
Статья
7
1. Государство-член, экономика и система социального
обеспечения которого развиты недостаточно, считается
соблюдающим изложенные выше положения пунктов
3 и 4 статьи 6, если денежные пособия выплачиваются
в размере не ниже ставок пособий, выплачиваемых
в случае болезни или временной нетрудоспособности,
устанавливаемых в соответствии с национальным
законодательством.
2. Государство-член, пользующееся предусмотренными
в предыдущем пункте возможностями, разъясняет
в своем первом докладе о применении настоящей
Конвенции, направляемом им в соответствии со
статьей 22 Устава Международной организации
труда, причины тому и указывает размеры предоставляемых
денежных пособий. В своих последующих докладах
государство-член указывает, какие меры им приняты
с целью постепенного повышения размера пособий.
Сохранение места работы и недопущение дискриминации
Статья
8
1. Увольнение работодателем женщины в период
ее беременности или отсутствия на работе в связи
с отпуском, предусмотренным в статьях 4 или
5, или в период после ее возвращения на работу,
устанавливаемый национальным законодательством,
является незаконным, за исключением увольнения
по причинам, не связанным с беременностью или
рождением ребенка и последствиями этого или
с кормлением грудного ребенка. Бремя доказывания
того, что причины увольнения не связаны с беременностью
или родами и с последствиями этого или с кормлением
грудного ребенка, возлагается на работодателя.
2. По окончании отпуска по беременности и родам
женщине гарантируется право вернуться на свое
прежнее или эквивалентное место работы с оплатой
труда по прежним ставкам.
Статья
9
1. Каждое государство-член принимает необходимые
меры, обеспечивающие, чтобы беременность и роды
не служили поводом для дискриминации области
занятости, включая доступ к занятости, независимо
от положений пункта 1 статьи
2. Указанные в предыдущем пункте меры включают
запрещение требовать проведения анализа на беременность
или представления справки о проведении такого
анализа в момент устройства женщины на работу,
за исключением случаев, когда это требуется
национальным законодательством в отношении работ:
а) выполнение которых беременными женщинами
или кормящими матерями запрещается или ограничивается
национальным законодательством;
или
b) которые представляют существенный признанный
риск для здоровья женщины и ребенка.
Кормящие матери
Статья
10
1. Женщине предоставляется право на один или
несколько перерывов в день или на повседневное
сокращение рабочего времени для кормления своего
ребенка грудью.
2. Срок, в течение которого допускаются перерывы
или повседневное сокращение рабочего времени
для кормления грудного ребенка, их количество
и продолжительность, а также процедура повседневного
сокращения рабочего времени определяются в соответствии
с национальными законодательством и практикой.
Эти перерывы или повседневное сокращение рабочего
времени засчитываются как рабочее время и оплачиваются
соответствующим образом.
Периодический пересмотр
Статья
11
Каждое государство-член периодически изучает,
консультируясь с наиболее представительными
организациями работодателей и трудящихся, целесообразность
увеличения продолжительности отпуска, указанного
в статье 4, и повышения суммы или ставок денежных
пособий, указанных в статье 6.
Применение
Статья
12
Настоящая Конвенция применяется посредством
законодательства, за исключением случаев, когда
она применяется с помощью иных средств, таких
как коллективные договоры, арбитражные постановления,
судебные решения или любым иным образом, соответствующим
национальной практике.
Заключительные
положения
Статья
13
Настоящая Конвенция пересматривает Конвенцию
(пересмотренную) 1952 года об охране материнства.
Статья
14
Официальные грамоты о ратификации настоящей
Конвенции направляются Генеральному директору
Международного бюро труда для регистрации.
Статья
15
1. Настоящая Конвенция имеет обязательную силу
только для тех государств-членов Международной
организации труда, ратификационные грамоты которых
зарегистрированы Генеральным директором Международного
бюро труда.
2. Она вступает в силу через 12 месяцев после
даты регистрации Генеральным директором ратификационных
грамот двух государств-членов Организации.
3. Впоследствии настоящая Конвенция вступает
в силу для каждого государства-члена через 12
месяцев после даты регистрации его ратификационной
грамоты.
Статья
16
1. Каждое государство-член, ратифицировавшее
настоящую Конвенцию, по истечении десяти лет
со дня ее первоначального вступления в силу
может денонсировать ее заявлением о денонсации,
направленным Генеральному директору Международного
бюро труда для регистрации. Денонсация вступает
в силу через год после даты ее регистрации.
2. Для каждого государства-члена, которое ратифицировало
настоящую Конвенцию и в годичный срок по истечении
указанных в предыдущем пункте десяти лет не
воспользовалось предусмотренным в настоящей
статье правом на денонсацию, Конвенция будет
оставаться в силе на следующие десять лет, и
впоследствии оно сможет денонсировать ее по
истечении каждого десятилетия в порядке, предусмотренном
в настоящей статье.
Статья
17
1. Генеральный директор Международного бюро
труда извещает все государства-члены Международной
организации труда о регистрации всех ратификационных
грамот и заявлений о денонсации, направленных
ему государствами-членами Организации.
2. Извещая государства-члены Организации о регистрации
полученной им второй ратификационной грамоты,
Генеральный директор обращает их внимание на
дату вступления в силу настоящей Конвенции.
Статья
18
Генеральный директор Международного бюро труда
направляет Генеральному секретарю Организации
Объединенных Наций для регистрации в соответствии
со статьей 102 Устава Организации Объединенных
Наций исчерпывающие сведения о всех ратификационных
грамотах и заявлениях о денонсации, зарегистрированных
им в соответствии с положениями предыдущих статей.
Статья
19
В случаях, когда Административный совет Международного
бюро труда считает это необходимым, он представляет
Генеральной конференции доклад о применении
настоящей Конвенции и рассматривает целесообразность
включения в повестку дня Конференции вопроса
о ее полном или частичном пересмотре.
Статья
20
1. Если Конференция примет новую конвенцию,
полностью или частично пересматривающую настоящую
Конвенцию, и если в новой конвенции не предусмотрено
иное, то:
а) ратификация каким-либо из государств-членов
новой пересматривающей Конвенции влечет за собой
автоматически, независимо от положений статьи
16 выше, незамедлительную денонсацию настоящей
Конвенции при условии, что новая пересматривающая
конвенция вступила в силу;
b) со дня вступления в силу новой пересматривающей
конвенции настоящая Конвенция перестает быть
открытой для ратификации государствами-членами
Организации.
2. Настоящая Конвенция остается в любом случае
в силе по форме и содержанию для тех государств-членов,
которые ратифицировали ее, но не ратифицировали
пересматривающую конвенцию.
Статья
21
Английский и французский тексты настоящей Конвенции
имеют одинаковую силу. |