Конвенция
об оказании продовольственной помощи
(Лондон, 13 апреля 1999 г.)
Преамбула
Настоящий международный
договор не ратифицирован РФ
Стороны настоящей Конвенции,
рассмотрев Конвенцию об оказании продовольственной
помощи 1995 года и ее цель, заключающуюся в
предоставлении, по крайней мере, 10 миллионов
тонн продовольственной помощи ежегодно в форме
зерна для пищевого потребления, и желая подтвердить
свое намерение поддерживать международное сотрудничество
по вопросам оказания продовольственной помощи
между правительствами стран-участниц;
принимая во внимание Декларацию о мировой продовольственной
безопасности и План действий Всемирной продовольственной
конференции, принятый в Риме в 1996 году, в
частности, стремление к достижению продовольственной
безопасности для всех и к тому, чтобы прилагать
постоянные усилия к борьбе с голодом;
желая усилить способность международного сообщества
реагировать на случаи критического положения
с продовольствием;
принимая во внимание, что в своем решении, принятом
в Марракеше в 1994 году по мерам, касающимся
наименее развитых стран и развивающихся стран,
нетто-импортеров продовольствия, министры стран-участниц
ВТО согласились пересмотреть уровень продовольственной
помощи, установленный в рамках Конвенции об
оказании продовольственной помощи в соответствии
с дополнениями, принятыми на Министерской конференции
в Сингапуре в 1996 году;
признавая, что страны-получатели и страны-участницы
имеют собственную политику по оказанию продовольственной
помощи и относящимся к ней вопросам, а также
то, что конечной целью оказания продовольственной
помощи является устранение потребности в самой
продовольственной помощи;
желая повысить эффективность и качество продовольственной
помощи в качестве средства для поддержания продовольственной
безопасности в развивающихся странах, особенно,
для устранения бедности и голода среди наиболее
уязвимых групп населения, а также для улучшения
координации между странами-участницами и их
сотрудничества в области оказания продовольственной
помощи;
согласились о нижеследующем:
Часть
I - Цели и определения
Статья
I
Цели
Цели настоящей Конвенции заключаются
в том, чтобы содействовать обеспечению мировой
продовольственной безопасности и улучшить способность
международного сообщества реагировать на критические
ситуации с продовольствием и другие продовольственные
потребности развивающихся стран путем:
a) обеспечения соответствующих уровней продовольственной
помощи, предоставляемой на предсказуемой основе,
как это определено положениями настоящей Конвенции;
b) поощрения стран-участниц к тому, чтобы обеспечивать
направленность продовольственной помощи на устранение
бедности и голода среди наиболее уязвимых групп
населения, а также ее соответствие сельскохозяйственному
развитию в этих странах;
c) использования принципов, обеспечивающих максимальное
повышение воздействия, эффективности и качества
продовольственной помощи, предоставляемой в
качестве средства для поддержания продовольственной
безопасности; и
d) обеспечения структуры сотрудничества, координации
и совместного использования информации среди
участников по вопросам, касающимся продовольственной
безопасности, с целью достижения большей эффективности
по всем аспектам операций по оказанию продовольственной
помощи и большей последовательности между продовольственной
помощью и другими средствами политики.
Статья
II
Определения
a) В рамках настоящей Конвенции,
если в контексте не предусмотрено иное, любая
ссылка на:
i) "сиф"
означает стоимость, страхование и фрахт;
ii) "обязательство"
означает минимальный объем продовольственной
помощи, который должен быть предоставлен участником
ежегодно в соответствии со Статьей III(e);
iii) "Комитет"
означает Комитет по продовольственной помощи,
упоминаемый в Статье XV;
iv) "взнос"
означает общий объем продовольственной помощи,
которая предоставляется и о которой сообщается
Комитету участником ежегодно в соответствии
с условиями настоящей Конвенции;
v) "Конвенция"
означает Конвенцию об оказании
продовольственной помощи 1999 года;
vi) "КСР"
означает Комитет содействия развитию ОЭСР;
vii) "развивающаяся
страна" означает любую
страну или территорию, имеющую право на получение
продовольственной помощи в соответствии со Статьей
VII;
viii) "приемлемый
продукт" означает продукт,
упоминаемый в Статье IV, который может быть
предоставлен в качестве продовольственной помощи
участником как его взнос в соответствии с настоящей
Конвенцией;
ix) "Исполнительный
директор" означает Исполнительный
директор Международного совета по зерну;
x) "фоб"
означает франко-борт;
xi) "продовольствие"
или "продовольственная
помощь" включают, где уместно,
ссылку на семена для продовольственных культур;
xii) "Участник"
означает сторону настоящей Конвенции;
xiii) "питательные
микроэлементы" означают
витамины и минеральные вещества, используемые
для обогащения или дополнения приемлемых продуктов,
поставляемых в качестве продовольственной помощи,
которые могут быть засчитаны, в соответствии
со Статьей IV(c), как взнос участника;
xiv) "ОЭСР"
означает Организацию экономического сотрудничества
и развития;
xv) "продукты первичной переработки"
включают:
- различные сорта муки из хлебных злаков;
- крупу и муку крупного помола из хлебных злаков;
- другое обработанное зерно хлебных злаков (например,
расплющенное, расслоенное, полированное, обшелушенное
и раздробленное зерно, но не подвергшееся дальнейшей
обработке), за исключением обрушенного, полированного,
шлифованного или раздробленного риса;
- эмбрион хлебных злаков, непросеянный, расплющенный,
расслоенный или твердый;
- термообработанная пшеница; и
- любой другой аналогичный зернопродукт по решению
Комитета;
xvi) "продукты вторичной переработки"
включают:
- макароны, спагетти и аналогичные продукты;
и
- любые другие продукты, изготовление которых
предусматривает использование продукта первичной
переработки, по решению Сообщества;
xvii) "рис"
включает обрушенный, полированный, шлифованный
и раздробленный рис;
xviii) "Секретариат"
означает Секретариат Международного совета по
зерну;
xix) "тонна"
означает метрическую тонну в
1000 килограммов;
xx) "расходы
по транспортировке и другие эксплуатационные
расходы", перечисленные
в Приложении А, означают стоимость за пределами
этапа фоб или, в случае местных закупок, за
пределами точки закупки, связанную с осуществлением
продовольственной помощи, которая может быть
засчитана в полной мере или частично против
взноса участника;
xxi) "стоимость"
означает обязательство участника
в конвертируемой валюте;
xxii) "пшеничный
эквивалент" означает объем
обязательства или взноса участника в расчете
в соответствии со Статьей V;
xxiii) "ВТО"
означает Всемирную торговую
организацию;
xxiv) "год"
означает период с 1 июля по
30 июня, если не оговорено иное.
b) Любую ссылку в настоящей Конвенции на "Правительство"
или "Правительства",
или "участника"
следует понимать как включающую ссылку на Европейское
Сообщество (в дальнейшем именуемое ЕС). Соответственно,
любую ссылку в настоящей Конвенции на "подписание"
или на "депонирование актов о ратификации,
принятии или одобрении" или "акт о
присоединении" или на "декларацию
о временном применении" Правительством
следует - применительно к ЕС - понимать как
включающую подписание или декларацию о временном
применении от имени ЕС его компетентным органом
и депонирование акта, который, согласно уставной
процедуре ЕС, сдается на хранение при заключении
международного соглашения.
c) Любую ссылку в настоящей Конвенции на "Правительство"
или "Правительства", или "участника"
следует понимать, где уместно, как включающую
ссылку на любую самостоятельную таможенную территорию
в соответствии со смыслом Генерального соглашения
по тарифам и торговле или соглашения, учреждающего
Всемирную торговую организацию.
Часть
II - Взносы и потребности
Статья
III
Количества и качество
a) Участники соглашаются предоставлять
продовольственную помощь развивающимся странам
или ее денежный эквивалент в минимальных годовых
объемах, установленных ниже в пункте (e) (в
дальнейшем именуемых "обязательство").
b) Обязательство каждого участника будет выражено
либо в тоннах пшеничного эквивалента, либо в
стоимостной форме, либо как комбинация физического
и стоимостного выражения. Участники, указывающие
свои обязательства в стоимостном выражении,
будут также указывать гарантированное ежегодное
количество в тоннах.
c) Если участники указывают свои обязательства
в стоимостном выражении или в комбинации физического
и стоимостного выражения, стоимостной элемент
может включать расходы по транспортировке и
другие эксплуатационные расходы, связанные с
операциями по предоставлению продовольственной
помощи.
d) Независимо от формы выражения обязательства
участника (в тоннах, стоимостной форме или как
комбинация физического и стоимостного выражения),
участник может также включать ориентировочную
стоимость, представляющую его общую сумму сметных
расходов, включая расходы по транспортировке
и другие эксплуатационные расходы, связанные
с проведением операций по оказанию продовольственной
помощи.
е) В соответствии с положениями Статьи VI обязательство
каждого участника будет составлять:
f) Расходы по транспортировке и другие эксплуатационные
расходы, когда они засчитываются в обязательство
участника, должны осуществляться как часть операции
по предоставлению продовольственной помощи,
которая также может быть учтена в счет обязательства
участника.
g) В отношении расходов по транспортировке и
других эксплуатационных расходов участник не
вправе засчитывать против своего обязательства
больше, чем стоимость приобретения приемлемых
продуктов, за исключением случаев всемирно признанных
критических ситуаций.
h) Любой участник, присоединившийся к настоящей
Конвенции, в соответствии с пунктом (b) Статьи
XXIII, считается внесенным в список в пункте
(e) настоящей Статьи вместе с указанием его
обязательства.
i) Обязательство присоединяющегося участника,
упомянутого в пункте (h) настоящей Статьи, будет
составлять не менее 20000 тонн или соответствующую
стоимость по решению Комитета. Оно обычно будет
применяться полностью в первом году, в течение
которого страна, как считает Комитет, присоединилась
к Конвенции. Однако, с целью облегчения присоединения
Правительств других стран, помимо стран, упомянутых
в пункте (e) настоящей Статьи, Комитет может
согласиться, чтобы обязательство присоединяющегося
участника было равномерно распределено на период,
не превышающий три года, при условии, что в
первом году обязательство будет составлять не
менее 10000 тонн или соответствующую стоимость
и будет возрастать, по меньшей мере, на 5000
тонн в год или соответствующую стоимость в каждом
последующем году.
j) Все продукты, предоставляемые в качестве
продовольственной помощи, должны отвечать международным
стандартам качества, соответствовать диетическим
традициям и продовольственным потребностям стран-получателей
и, за исключением семян, будут пригодны для
пищевого потребления.
Статья
IV
Продукты
a) В соответствии с настоящей
Конвенцией могут поставляться следующие виды
продуктов, в соответствии с требованиями стандартов,
изложенных в соответствующих Правилах процедуры:
i) зерно (пшеница, ячмень, кукуруза, просо,
овес, рожь, сорго и тритикале) или рис;
ii) продукты первичной или вторичной переработки,
полученные из зерновых или риса;
iii) бобовые;
iv) пищевое масло;
v) корнеплодные культуры (тапиока, круглый картофель,
сладкий картофель, ямс, или таро), если они
поставляются в рамках трехсторонних сделок или
местных закупок;
vi) обезжиренное молоко в порошке;
vii) сахар;
viii) семена для приемлемых продуктов; и
ix) в пределах положений пункта (b) ниже, продукты,
которые являются компонентом обычного рациона
питания уязвимых групп населения или элементом
дополнительных продовольственных программ и
соответствуют требованиям, изложенным в Статье
III(j) настоящей Конвенции.
b) Объем продовольственной помощи, предоставленной
участником в любой год в качестве выполнения
его обязательства в форме:
i) всех продуктов, включенных в пункт (a) с
(vi) по (viii) настоящей Статьи, не должен в
совокупности превышать 15 процентов, и никакая
категория продуктов не должна отдельно превышать
7 процентов от его обязательства, исключая расходы
по транспортировке и другие эксплуатационные
расходы;
ii) всех продуктов, включенных в пункт (a)(ix)
настоящей Статьи, не должен в совокупности превышать
5 процентов, и никакие виды продуктов не должны
отдельно превышать 3 процентов от его обязательства,
исключая расходы по транспортировке и другие
эксплуатационные расходы;
iii) когда обязательство выражено как комбинация
физического и стоимостного выражения, расчет
долей в процентном выражении в подпунктах (i)
и (ii) будет производиться отдельно в отношении
физического объема и стоимости, исключая расходы
по транспортировке и другие эксплуатационные
расходы.
c) В целях выполнения своих обязательств, участники
могут предоставлять питательные микроэлементы
вместе с приемлемыми видами продуктов. Они будут
стремиться к предоставлению в качестве продовольственной
помощи, где уместно, обогащенных продуктов,
особенно, в случаях критических обстоятельств
и в целенаправленных проектах развития.
Статья
V
Эквивалентность
a) Взносы будут оцениваться
в пшеничном эквиваленте следующим образом:
i) зерно для пищевого потребления эквивалентно
пшенице;
ii) взносы рисом будут оцениваться на основе
соотношения мировых экспортных цен на рис и
пшеницу в соответствии с методами, изложенными
в Правилах процедуры;
iii) взносы зерновыми продуктами или продуктами
из риса первичной или вторичной переработки
будут оцениваться по содержанию в них зерна
или риса в соответствии с условиями, изложенными
в Правилах процедуры;
iv) взносы бобовыми, семенным зерном или рисом,
или семенами других продовольственных культур,
а также всеми другими видами приемлемых продуктов
будут рассчитываться на основе стоимости их
приобретения в соответствии с методами, изложенными
в Правилах процедуры.
b) Когда взносы осуществляются в виде смесей
продуктов, то против взноса участника будет
засчитываться только часть смеси, полученная
из приемлемых продуктов.
c) Комитет установит Правило процедуры для определения
пшеничного эквивалента обогащенных видов продуктов
и питательных микроэлементов.
d) Взносы денежным эквивалентом для закупки
приемлемых продуктов, предоставляемых в качестве
продовольственной помощи, будут оцениваться
либо в соответствии с пшеничным эквивалентом
таких продуктов, либо по преобладающим на мировом
рынке ценам на пшеницу в соответствии с методами,
изложенными в Правилах процедуры.
Статья
VI
Перенос непоставленного количества на будущие
периоды
a) Каждый участник гарантирует
выполнение им операций в отношении своего обязательства
на один год в максимально возможной степени
в течение этого года.
b) Если в определенном году какой-либо участник
не в состоянии выполнить объем, установленный
в пункте (e) Статьи III, он должен сообщить
об этом Комитету в кратчайшие по возможности
сроки и в любом случае не позднее первой сессии,
проводимой после окончания этого года. Если
Комитет не решит иное, недопоставленное количество
будет добавлено к обязательству этого участника
в следующем году.
c) Если взнос участника превышает объем его
обязательства в любой год, до 5 процентов от
общего объема его обязательства или избыточное
количество, в зависимости от того, что меньше,
может засчитываться как часть обязательства
участника в следующем году.
Статья
VII
Приемлемые страны-получатели
a) Продовольственная помощь
в соответствии с настоящей Конвенцией может
предоставляться развивающимся странам и территориям,
перечисленным в Приложении B, а именно:
i) наименее развитые страны;
ii) страны с низким уровнем доходов;
iii) страны с низким и средним уровнями доходов,
а также другие страны, включенные в список ВТО
в качестве развивающихся стран, нетто-импортеров
продовольствия, во время проведения переговоров
по настоящей Конвенции, когда эти страны испытывают
критическое положение с продовольствием или
всемирно признанные финансовые кризисы, ведущие
к нехватке продовольствия, или когда операции
по оказанию продовольственной помощи направлены
на уязвимые группы населения.
b) В целях пункта (a) выше любые изменения,
внесенные в список КСР Развивающихся стран и
Территорий в Приложении B с (a) по (c), будут
также применяться к списку приемлемых стран-получателей
в соответствии с настоящей Конвенцией.
c) Предоставляя продовольственную помощь, участники
будут отдавать преимущество наименее развитым
странам и странам с низким уровнем доходов.
Статья
VIII
Потребности
a) Продовольственная помощь
должна предоставляться только в том случае,
когда она является наиболее эффективным и подходящим
средством оказания помощи.
b) Продовольственная помощь должна основываться
на оценке потребностей страной-получателем и
участниками в пределах их собственной соответствующей
политики, и должна быть нацелена на повышение
продовольственной безопасности в странах-получателях.
Отвечая на эти потребности, участники будут
уделять внимание удовлетворению конкретных продовольственных
потребностей женщин и детей.
c) Продовольственная помощь, рассчитанная на
бесплатное распределение, должна быть направлена
на уязвимые группы населения.
d) Предоставляя продовольственную помощь, участники
должны особенно учитывать долгосрочные цели
восстановления и развития в странах-получателях
и уважать основные гуманитарные принципы. Участники
будут стремиться к тому, чтобы обеспечить своевременную
доставку продовольственной помощи в предназначенные
страны-получатели.
e) В максимально возможной степени, продовольственная
помощь для удовлетворения некритических потребностей
должна оказываться участниками на основе заблаговременного
планирования с тем, чтобы страны-получатели
могли учитывать в своих программах развития
возможные поступления продовольственной помощи,
которые они будут получать в течение каждого
года действия настоящей Конвенции.
f) Если окажется, что, вследствие значительного
сокращения производства продовольствия или других
обстоятельств, какая-либо страна, регион или
регионы будут испытывать исключительные потребности
в продовольствии, этот вопрос будет рассмотрен
Комитетом. Комитет может рекомендовать, чтобы
участники откликнулись на эту ситуацию путем
увеличения объема предоставляемой продовольственной
помощи.
g) При определении потребностей в продовольственной
помощи участники или их партнеры предпримут
все усилия к тому, чтобы проводить взаимные
консультации на региональной основе и на уровне
страны-получателя с целью разработки общего
подхода к анализу потребностей.
h) Участники соглашаются, где уместно, выявлять
приоритетные страны и регионы в соответствии
с их программами оказания продовольственной
помощи. Участники должны обеспечивать прозрачность
в отношении их приоритетов, политики и программ
путем предоставления информации для других стран-доноров.
i) Участники будут проводить консультации на
взаимной основе напрямую или через их соответствующих
партнеров относительно возможностей установления
общих планов действий для приоритетных стран,
по возможности, несколько раз в год.
Статья
IX
Формы и условия предоставления помощи
a) Продовольственная помощь
в соответствии с настоящей Конвенцией может
предоставляться в виде:
i) даров продовольствия или денег, используемых
для закупки продовольствия для страны-получателя
или страной-получателем;
ii) продаж зерна с оплатой в валюте страны-получателя,
не подлежащей переводу и являющейся неконвертируемой
в валюту или товары и услуги для использования
участниками из числа доноров;
iii) продаж продовольствия в кредит с оплатой
приемлемыми ежегодными взносами в течение 20
или более лет по процентным ставкам, которые
ниже преобладающих коммерческих ставок на мировых
рынках.
b) В отношении только продовольственной помощи,
засчитываемой против обязательства участника,
вся продовольственная помощь, предоставляемая
наименее развитым странам, будет производиться
в виде даров.
c) Продовольственная помощь, предоставляемая
в соответствии с настоящей Конвенцией в виде
даров, должна представлять не менее 80 процентов
от взноса участника и, по мере возможного, участники
будут стремиться к постепенному повышению этой
цифры.
d) Участники обязуются осуществлять все операции
по оказанию продовольственной помощи в соответствии
с настоящей Конвенцией таким образом, чтобы
не причинять ущерб нормальной структуре производства
и международной коммерческой торговле.
e) Участники гарантируют:
i) что предоставление международной продовольственной
помощи прямо или косвенно, официально или неофициально,
открытым или подразумеваемым способом не связано
с коммерческим экспортом сельскохозяйственных
продуктов или других товаров и услуг в страны-получатели;
ii) что операции по оказанию международной продовольственной
помощи, включая двустороннюю продовольственную
помощь в денежной форме, будут осуществляться
в соответствии с "Принципами сбыта излишков
и консультативными обязательствами" ФАО.
Статья
X
Транспортировка и поставка
a) Расходы по транспортировке
и доставке продовольственной помощи за пределами
этапа фоб, будут, по мере возможного, относиться
за счет стран-доноров, особенно, в случае оказания
экстренной продовольственной помощи или продовольственной
помощи, предоставляемой приоритетным странам-получателям.
b) При планировании операций по оказанию продовольственной
помощи будут приниматься в должный расчет потенциальные
трудности, которые могут сказаться на транспортировке,
обработке или хранении продовольственной помощи,
а также возможные последствия, которые может
иметь доставка продовольственной помощи на продажу
местных урожаев в стране-получателе.
c) Для того чтобы максимально использовать имеющиеся
ресурсы, связанные с логистикой, участники установят,
в максимально возможной степени, с другими странами-поставщиками
продовольственной помощи, странами-получателями
и любыми другими сторонами, участвующими в поставке
продовольственной помощи, скоординированный
график поставки их взносов.
d) Соответствующая ссылка на оплату расходов
по транспортировке и других эксплуатационных
расходов должна делаться в любом обзоре выполнения
обязательств участников в соответствии с настоящей
Конвенцией.
e) Расходы по транспортировке и другие эксплуатационные
расходы должны осуществляться как часть операции
по предоставлению продовольственной помощи,
которая также может быть включена во взнос участника.
Статья
XI
Распределение взносов
a) Участники могут предоставлять
продовольственную помощь на двусторонней основе,
через межправительственные или другие международные
организации, или через неправительственные организации.
b) Участники должны в полной мере учитывать
преимущества направления продовольственной помощи
через многосторонние каналы, в частности, Всемирную
продовольственную программу.
c) При разработке и осуществлении своих операций
по оказанию продовольственной помощи участники
будут использовать, по возможности, информацию
и опыт, имеющиеся в соответствующих международных
организациях, как межправительственных, так
и неправительственных, принимающих активное
участие в области оказания продовольственной
помощи.
d) Участникам рекомендуется координировать свою
политику и деятельность по оказанию продовольственной
помощи в соотношении с международными организациями,
принимающими активное участие в области оказания
продовольственной помощи, с целью обеспечения
большей последовательности операций по оказанию
продовольственной помощи.
Статья
XII
Местные закупки и трехсторонние сделки
a) С целью стимулирования местного
сельскохозяйственного развития, укрепления региональных
и местных рынков и усиления долгосрочной продовольственной
безопасности стран-получателей участники будут
принимать во внимание возможность использования
или направления их взносов денежным эквивалентом
на закупку продовольствия:
i) для поставки в страну-получатель из других
развивающихся стран ("трехсторонние
сделки"); или,
ii) в одной части развивающейся страны для поставки
в районы нехватки продовольствия в этой стране
("местные
закупки").
b) Взносы денежным эквивалентом, как правило,
не должны использоваться для закупки того же
самого вида продовольствия, которое страна,
выступающая поставщиком, получила в виде двусторонней
или многосторонней продовольственной помощи
в течение того же года, что и закупка, или в
течение предыдущего года, если полученная тогда
продовольственная помощь все еще используется.
c) Для облегчения закупки продовольствия из
развивающихся стран участники в максимально
возможной степени обеспечивают Секретариат информацией,
имеющейся в их распоряжении по избыткам продовольствия,
которые могут иметься или могут ожидаться в
развивающихся странах.
d) Участники будут особенно стремиться к тому,
чтобы не причинять ущерб потребителям с низким
уровнем доходов из-за изменений цен, возникших
в результате местных закупок.
Статья
XIII
Эффективность и воздействие
a) При осуществлении всех операций
по оказанию продовольственной помощи участники
будут уделять особое внимание:
i) избежанию ущерба местным урожаям, структуре
производства и сбыта путем соответствующего
планирования распределения продовольственной
помощи;
ii) уважению местных диетических традиций и
продовольственных потребностей стран-получателей
и максимальному снижению любых негативных воздействий
на их традиции питания; и
iii) облегчению участия женщин в процессе принятия
решений и в осуществлении операций по оказанию
продовольственной помощи и таким образом повышению
продовольственной безопасности на уровне домохозяйств.
b) Участники будут прилагать усилия к тому,
чтобы оказывать поддержку правительствам в странах-получателях
в разработке и осуществлении программ продовольственной
помощи таким образом, который соответствует
настоящей Конвенции.
c) Участники должны оказывать поддержку и, по
возможности, способствовать повышению способности
и компетенции правительств стран-получателей
и соответствующих гражданских обществ с целью
разработки и осуществления программ по обеспечению
продовольственной безопасности, повышающих эффективность
программ по оказанию продовольственной помощи.
d) Когда продовольственная помощь продается
в пределах страны-получателя, эта продажа должна
осуществляться, в максимально возможной степени,
через частный сектор и на основе анализа состояния
рынка. При распределении поступлений от таких
продаж преимущество будет отдаваться проектам,
направленным на улучшение продовольственной
безопасности стран-получателей.
e) Участники должны обращать внимание на усиление
продовольственной помощи путем использования
других средств (оказание финансовой и технической
помощи и пр.) с целью повышения ее способности
к усилению продовольственной безопасности, а
также повышения способности правительств и гражданского
общества к разработке программ по обеспечению
продовольственной безопасности на всех уровнях.
f) Участники должны прилагать усилия к обеспечению
последовательности между политикой по оказанию
продовольственной помощи и политикой, проводимой
в других секторах, таких как развитие, сельское
хозяйство и торговля.
g) Участники соглашаются проводить, по мере
возможного, консультации со всеми партнерами,
участвующими на уровне каждой страны-получателя,
с целью обеспечения контроля за координацией
программ и операций по оказанию продовольственной
помощи.
h) Участники будут прилагать усилия к осуществлению
совместных оценок своих программ и операций
по оказанию продовольственной помощи. Такие
оценки будут проводиться на основе согласованных
международных принципов.
i) При осуществлении оценок своих программ и
операций по оказанию продовольственной помощи
участники будут учитывать положения настоящей
Конвенции, касающиеся эффективности и воздействия
этих программ и операций по оказанию продовольственной
помощи.
j) Участники будут стремиться к осуществлению
оценки воздействия их программ по оказанию продовольственной
помощи, распределяемой на двусторонней или многосторонней
основе, или через неправительственные организации
при использовании соответствующих показателей,
таких как продовольственное положение стран-получателей,
и других показателей, связанных с мировой продовольственной
безопасностью.
Статья
XIV
Информация и координация
a) Участники будут предоставлять
регулярные и своевременные отчеты Комитету о
количестве, содержании, распределении, расходах,
включая расходы по транспортировке и другие
эксплуатационные расходы, формах и условиях
своих взносов в соответствии с Правилами процедуры.
b) Участники обязуются направлять такие статистические
и другие сведения, которые могут потребоваться
для действия настоящей Конвенции, в частности:
i) данные о поставках продовольственной помощи,
включая закупку продуктов, осуществленную в
результате взносов денежным эквивалентом, местные
закупки или трехсторонние операции, а также
те поставки, которые были распределены через
международные организации;
ii) сведения о заключенных соглашениях в отношении
будущих поставок продовольственной помощи;
iii) сведения о политике, оказывающей воздействие
на осуществление и распределение продовольственной
помощи. Насколько это максимально возможно,
эти сведения представляются на имя Исполнительного
директора перед каждой очередной сессией Комитета.
c) Участники, которые осуществляют свои взносы
в форме многосторонних денежных взносов в международные
организации, будут информировать о выполнении
своих обязательств в соответствии с Правилами
процедуры.
d) Участники будут обмениваться сведениями о
своей политике и программах по оказанию продовольственной
помощи, а также результатах проведенных ими
оценок этой политики и программ, и будут прилагать
усилия к обеспечению связи своих программ по
оказанию продовольственной помощи со стратегиями
обеспечения продовольственной безопасности на
национальном, региональном, местном уровнях
и на уровне домохозяйств.
e) Участники будут заранее указывать Комитету
объем своего обязательства, предоставляемый
не в форме даров, а также условия оказания любой
подобной помощи.
Часть
III - Административное управление
Статья
XV
Комитет по продовольственной помощи
a) Комитет по продовольственной
помощи, учрежденный на основании Конвенции об
оказании продовольственной помощи Международного
соглашения по зерну 1967 года, продолжает действовать
в целях осуществления настоящей Конвенции, при
этом его полномочия и функции определяются настоящей
Конвенцией.
b) Членство в Комитете состоит из всех сторон
настоящей Конвенции.
c) Каждый участник назначает своего представителя,
проживающего в стране местопребывания Комитета,
которому обычно направляются уведомления и другие
сообщения Секретариата о работе Комитета. Любой
член Комитета может согласовать с Исполнительным
директором иной порядок представительства.
Статья
XVI
Полномочия и функции
a) Комитет принимает такие решения
и исполняет такие функции, которые необходимы
для выполнения положений настоящей Конвенции.
Комитет устанавливает такие Правила процедуры,
которые необходимы для этой цели.
b) Решения Комитета принимаются консенсусом.
c) Комитет будет держать под постоянным контролем
потребности развивающихся стран в продовольственной
помощи и способность участников реагировать
на эти потребности.
d) Комитет следит за результатами работы по
достижению целей, изложенных в Статье I настоящей
Конвенции, и выполнением положений настоящей
Конвенции.
e) Комитет может получать данные от стран-получателей
и проводить с ними консультации.
Статья
XVII
Председатель и Заместитель председателя
a) На последней очередной сессии,
проводимой ежегодно, Комитет назначает Председателя
и Заместителя председателя на следующий год.
b) Обязанностями Председателя являются:
i) одобрять проект повестки дня на каждую сессию;
ii) председательствовать на сессиях;
iii) объявлять открытие и закрытие каждого заседания
и каждой сессии;
iv) в начале каждой сессии представлять на утверждение
Комитета проект повестки дня;
v) управлять ходом дискуссии и обеспечивать
соблюдение Правил процедуры;
vi) предоставлять слово для выступления и решать
все вопросы по порядку ведения заседаний согласно
соответствующим Правилам процедуры;
vii) ставить вопросы и объявлять решения; и
viii) выносить решения по пунктам повестки дня,
затронутым делегатами.
c) Если Председатель отсутствует на заседании
или на любой его части или временно не в состоянии
выполнить обязанности Председателя, то его обязанности
выполняет Заместитель председателя. В случае
отсутствия Председателя и Заместителя председателя
Комитет назначает временного Председателя.
d) Если по какой-либо причине Председатель не
может продолжать исполнять свои обязанности,
Заместитель председателя исполняет его обязанности
вплоть до назначения Комитетом нового Председателя.
e) Заместитель председателя, действуя в качестве
Председателя, или временный Председатель имеют
те же полномочия и обязанности, что и Председатель.
Статья
XVIII
Сессии
a) Заседания Комитета проводятся,
по крайней мере, два раза в год вместе с очередными
сессиями Международного совета по зерну. Заседания
Комитета могут также проводиться в другое время
по решению Председателя по просьбе трех членов
или иным образом в соответствии с требованиями
настоящей Конвенции.
b) Для обеспечения кворума на любом из заседаний
Комитета необходимо присутствие делегатов, представляющих
две трети состава Комитета.
c) Комитет может, когда сочтет целесообразным,
приглашать на свои заседания в качестве наблюдателей
любую страну, которая не является участницей
Комитета, а также представителей других международных
организаций.
d) Местопребыванием Комитета является Лондон.
Статья
XIX
Секретариат
a) Комитет пользуется услугами
Секретариата Международного совета по зерну
для выполнения таких административных функций,
которые могут потребоваться Комитету, включая
обработку и рассылку документов и отчетов.
b) Исполнительный директор выполняет директивы
Комитета и действует в соответствии с обязанностями,
возлагаемыми на него Конвенцией и Правилами
процедуры.
Статья
XX
Нарушения и споры
a) В случае возникновения споров
относительно толкования или применения настоящей
Конвенции или в случае нарушения обязательств,
предусмотренных настоящей Конвенцией, Комитет
проводит заседание и принимает соответствующие
меры.
b) Участники будут учитывать принятые Комитетом
на основе консенсуса рекомендации и заключения
в случае разногласий, касающихся применения
положений настоящей Конвенции.
Часть
IV - Заключительные положения
Статья
XXI
Депозитарий
Генеральный секретарь Организации
Объединенных Наций назначается депозитарием
настоящей Конвенции.
Статья
XXII
Подписание и ратификация
a) Настоящая Конвенция открыта
для подписания с 1 мая 1999 года по 30 июня
1999 года включительно Правительствами, упомянутыми
в пункте (e) Статьи III.
b) Настоящая Конвенция подлежит ратификации,
принятию или одобрению каждым из подписавших
ее Правительств в соответствии с его конституционными
процедурами. Ратификационные грамоты, акты о
принятии или одобрении сдаются на хранение депозитарию
не позднее 30 июня 1999 года, за исключением
тех случаев, когда Комитет может предоставить
одну или более отсрочек любому подписавшему
Правительству, которое к этой дате не сдало
на хранение своей ратификационной грамоты, акта
о принятии или одобрении.
c) Любое подписавшее Правительство может сдать
на хранение депозитарию декларацию о временном
применении настоящей Конвенции. Любое такое
Правительство временно применяет настоящую Конвенцию
в соответствии со своими законами и правилами
и временно считается ее стороной.
d) Депозитарий уведомляет все Правительства,
подписавшие или присоединившиеся к Конвенции,
о каждом случае подписания, ратификации, принятии,
одобрении, временном применении или присоединении
к настоящей Конвенции.
Статья
XXIII
Присоединение
a) Настоящая Конвенция открыта
для присоединения к ней любого Правительства,
упомянутого в пункте (e) Статьи III, не подписавшего
настоящей Конвенции. Акты о присоединении сдаются
на хранение депозитарию не позднее 30 июня 1999
года, за исключением тех случаев, когда Комитет
может предоставить одну или более отсрочек любому
Правительству, которое к этой дате не сдало
на хранение свой акт о присоединении.
b) С момента вступления настоящей Конвенции
в силу, в соответствии со Статьей XXIV, она
будет открыта для присоединения к ней любого
Правительства, помимо упомянутых в пункте (e)
Статьи III, на таких условиях, которые Комитет
сочтет необходимыми. Акты о присоединении сдаются
на хранение депозитарию.
c) Любое Правительство, присоединившееся к настоящей
Конвенции в соответствии с пунктом (a) настоящей
Статьи, или чье присоединение было одобрено
Комитетом в соответствии с пунктом (b) настоящей
Статьи, может сдать на хранение депозитарию
декларацию о временном применении настоящей
Конвенции до сдачи на хранение своего акта о
присоединении. Любое такое Правительство временно
применяет настоящую Конвенцию в соответствии
со своими законами и правилами и временно считается
ее стороной.
Статья
XXIV
Вступление в силу
a) Настоящая Конвенция вступает
в силу 1 июля 1999 года при условии, что к 30
июня 1999 года Правительства, чьи общие обязательства,
как перечислено в пункте (e) Статьи III настоящей
Конвенции, составляют, по крайней мере, 75 процентов
от общих обязательств всех правительств, перечисленных
в этом пункте, сдадут на хранение ратификационные
грамоты, акты о принятии, одобрении или присоединении
или декларации о временном применении и при
условии, что Конвенция о торговле зерном 1995
года находится в силе.
b) Если настоящая Конвенция не вступает в силу
в соответствии с пунктом (a) настоящей Статьи,
Правительства, которые сдали на хранение ратификационные
грамоты, акты о принятии, одобрении или присоединении
или декларации о временном применении, могут
единогласно решить, что Конвенция вступает в
силу по отношению к ним при условии, что Конвенция
о торговле зерном 1995 года находится в силе.
Статья
XXV
Срок действия и добровольный выход
a) Настоящая Конвенция остается
в силе до 30 июня 2002 года включительно, если
она не будет продлена в соответствии с пунктом
(b) настоящей Статьи, или не прекратит ранее
своего действия в соответствии с пунктом (f)
настоящей Статьи, и при условии, что Конвенция
о торговле зерном 1995 года или любая новая
Конвенция о торговле зерном, заменяющая ее,
остается в силе до этой даты включительно.
b) Комитет может последовательно продлевать
срок действия Конвенции после 30 июня 2002 года
на периоды, не превышающие в каждом отдельном
случае двух лет, всегда при условии, что Конвенция
о торговле зерном 1995 года или любая новая
Конвенция о торговле зерном, заменяющая ее,
остается в силе на период продления.
c) Если срок действия Конвенции продлевается
в соответствии с пунктом (2) настоящей Статьи,
обязательства участников в соответствии с пунктом
(e) Статьи III могут быть пересмотрены участниками
до вступления в силу такого продления. Их соответствующие
пересмотренные обязательства сохраняются неизменными
в течение всего периода такого продления.
d) Действие настоящей Конвенции будет находиться
под постоянным контролем, в частности, в отношении
результатов проведения любых многосторонних
переговоров, касающихся оказания продовольственной
помощи, включая, особенно, ее предоставление
на льготных условиях, и необходимости их применения.
e) Анализ ситуации, касающейся всех операций
по оказанию продовольственной помощи, и, в частности,
операций, осуществляемых в соответствии с льготными
условиями кредита, будет осуществляться до решения
о любом периоде продления настоящей Конвенции
или любой новой конвенции.
f) В случае прекращения действия Конвенции,
Комитет продолжает существовать в течение такого
времени, которое необходимо для осуществления
его ликвидации, и имеет такие права и выполняет
такие функции, которые могут оказаться необходимыми
для этой цели.
g) Любой участник может добровольно выйти из
настоящей Конвенции в конце любого года путем
направления депозитарию уведомления о добровольном
выходе, по крайней мере, за девяносто дней до
конца этого года, однако, этим он не освобождается
от каких-либо обязательств по настоящей Конвенции,
которые не были выполнены до конца этого года.
Одновременно участник информирует Комитет о
предпринятых им действиях.
h) Любой участник, который добровольно выходит
из настоящей Конвенции, может позже повторно
присоединиться путем уведомления Комитета и
депозитария. Условием этого повторного присоединения
к Конвенции является ответственность участника
за полное выполнение им своего обязательства,
начиная с года его повторного присоединения.
Статья
XXVI
Международное соглашение по зерну
Настоящая Конвенция заменяет
продленную Конвенцию об оказании продовольственной
помощи 1995 года и является одним из учредительных
актов, составляющих Международное соглашение
по зерну 1995 года.
Статья
XXVII
Аутентичные тексты
Тексты настоящей Конвенции на
английском, французском, русском и испанском
языках являются равно аутентичными.
Подготовлено в Лондоне, 13 апреля тысяча девятьсот
девяносто девятого года
Приложение
A
Расходы
по транспортировке и другие эксплуатационные
расходы
В соответствии со Статьями II(a)(vii),
III, X и XIV включены следующие расходы по транспортировке
и другие эксплуатационные расходы, связанные
с предоставлением взносов продовольственной
помощи:
a) Расходы по
транспортировке
фрахтование, включая погрузку и разгрузку
демередж и диспач
перегрузка
упаковка в мешки
страхование и управление
портовые расходы и складские расходы в порту
временные складские сооружения и расходы в порту
и на маршруте
транспортировка внутри страны, аренда автотранспортных
средств, пошлины, охрана и сопровождение и расходы
на границе
аренда оборудования
авиатранспорт и воздушные перевозки
b) Другие эксплуатационные
расходы
непродовольственные виды товаров, используемых
странами-получателями (инструменты, принадлежности,
инвентарь, удобрения, химикаты)
непродовольственные виды товаров, которые предоставляются
партнерамисполнителям (автотранспортные средства,
складские сооружения)
расходы по обучению партнеров
эксплуатационные расходы партнеров-исполнителей,
которые не относятся к расходам по транспортировке
помол и другие специальные расходы
расходы неправительственных организаций внутри
страны
услуги по оказанию технической поддержки и управление
логистикой
подготовка, оценка проекта и контроль за его
осуществлением
регистрация страны-получателя
технические услуги внутри страны
Приложение
B
Приемлемые
страны-получатели
Приемлемыми странами-получателями
продовольственной помощи в соответствии со Статьей
VII настоящей Конвенции являются Развивающиеся
страны и Территории, перечисленные в списке
получателей продовольственной помощи Комитетом
по содействию развития (КСР) ОЭСР, вступившем
в силу 1 января 1997 года, и страны, включенные
в список ВТО Развивающихся стран, нетто-импортеров
продовольствия, который вступает в силу 1 марта
1999 года.
a) Наименее развитые
страны
Афганистан, Ангола, Бангладеш, Бенин, Бутан,
Буркина-Фасо, Бурунди, Камбоджа, Кабо-Верде,
Центральноафриканская республика, Чад, Коморские
острова, Демократическая Республика Конго, Джибути,
Экваториальная Гвинея, Эритрея, Эфиопия, Гамбия,
Гвинея, Гвинея-Бисау, Гаити, Кирибати, Лаос,
Лесото, Либерия, Мадагаскар, Малави, Мальдивы,
Мали, Мавритания, Мозамбик, Мьянмар, Непал,
Нигер, Руанда, Сан-Томе и Принсипи, Сьерра-Леоне,
Соломоновы острова, Сомали, Судан, Танзания,
Того, Тувалу, Уганда, Вануату, Западное Самоа,
Йемен, Замбия.
b) Страны с низким
уровнем доходов
Албания, Армения, Азербайджан, Босния и Герцеговина,
Камерун, Китай, Республика Конго, Кот-д'Ивуар,
Грузия, Гана, Гайана, Гондурас, Индия, Кения,
Киргызская Республика, Монголия, Никарагуа,
Нигерия, Пакистан, Сенегал, Шри-Ланка, Таджикистан,
Вьетнам и Зимбабве.
c) Страны с низким
и средним уровнями доходов
Алжир, Белиз, Боливия, Ботсвана, Колумбия, Коста-Рика,
Куба, Доминика, Доминиканская республика, Эквадор,
Египет, Эль-Сальвадор, Фиджи, Гватемала, Индонезия,
Иран, Ирак, Ямайка, Иордания, Казахстан, Демократическая
Республика Корея, Ливан, Македония (бывшая республика
Югославии), Маршалловы острова, Федеративные
Штаты Микронезии, Молдова, Марокко, Намибия,
Ниуэ, Острова Палау, Административные Области
Палестины, Панама, Папуа-Новая Гвинея, Парагвай,
Перу, Филиппины, Сент-Винсент и Гренадины, Суринам,
Свазиленд, Сирия, Таиланд, Тимор, Токелау, Тонга,
Тунис, Турция, Туркменистан, Узбекистан, Венесуэла,
Уоллис и Футуна и Федеративная Республика Югославия.
d) Развивающиеся
страны ВТО, нетто-импортеры продовольствия (не
включены в список выше)
Барбадос, Маврикий, Сент-Люсия, Тринидад и Тобаго. |