Конвенция
Международной Организации Труда N 161
о службах гигиены труда
(Женева, 26 июня 1985 г.)
Конвенция вступила
в силу 17 февраля 1988 г.
Российская Федерация
в настоящей Конвенции не участвует
См.
Рекомендацию МОТ
от 26 июня 1985 г. N 171 о службах гигиены труда
Генеральная конференция Международной
организации труда,
созванная в Женеве Административным советом
Международного бюро труда и собравшаяся на свою
71-ю сессию 7 июня 1985 года,
отмечая, что защита здоровья трудящихся от общих
или профессиональных заболеваний и несчастных
случаев на производстве является одной из задач,
возложенных на МОТ в соответствии с ее Уставом,
принимая во внимание соответствующие международные
конвенции и рекомендации о труде, в частности,
Рекомендацию 1953 года об охране здоровья трудящихся,
Рекомендацию 1959 года о службах здравоохранения
на предприятии, Конвенцию 1971 года о представителях
трудящихся, а также Конвенцию и Рекомендацию
1981 года о безопасности и гигиене труда, в
которых определены принципы национальной политики
и деятельности на национальном уровне,
постановив принять ряд предложений о службах
гигиены труда, что является четвертым пунктом
повестки дня сессии,
постановив придать этим предложениям форму международной
конвенции,
принимает сего двадцать шестого дня июня месяца
тысяча девятьсот восемьдесят пятого года нижеследующую
конвенцию, которая будет именоваться Конвенцией
1985 года о службах гигиены труда.
Раздел
I. Принципы национальной политики
Статья
1
Для целей настоящей Конвенции:
а) термин "службы
гигиены труда" означает
службы, на которые возложены в основном профилактические
функции и ответственность за консультирование
предпринимателя, трудящихся и их представителей
на предприятии по вопросам:
i) требований относительно создания и поддержания
безопасности и здоровой производственной среды,
которая будет содействовать оптимальному физическому
и психическому здоровью в связи с трудовым процессом;
ii) приспособления трудовых процессов к способностям
трудящихся с учетом состояния их физического
и психического здоровья;
b) термин "представители
трудящихся на предприятии"
означает лиц, признанных таковыми национальными
законодательством или практикой.
Статья
2
В соответствии с национальными
условиями и практикой и проводя консультации
с наиболее представительными организациями предпринимателей
и трудящихся, где таковые существуют, каждый
член Организации разрабатывает, осуществляет
и периодически пересматривает согласованную
национальную политику в отношении служб гигиены
труда.
Статья
3
1. Каждый член Организации обязуется
постепенно развивать службы гигиены труда для
всех трудящихся, в том числе государственного
сектора и членов производственных кооперативов,
во всех отраслях экономической деятельности
и на всех предприятиях. Проводимые меры должны
быть достаточными и учитывать специфические
потенциальные опасности, имеющие место на этих
предприятиях.
2. Если службы гигиены труда не могут быть созданы
немедленно на всех предприятиях, то каждый заинтересованный
член Организации, проводя консультации с наиболее
представительными организациями предпринимателей
и трудящихся, где таковые существуют, разрабатывает
планы создания таких служб.
3. Каждый заинтересованный член Организации
в первом докладе о применении настоящей Конвенции,
представляемом в соответствии со статьей 22
Устава Международной организации труда, сообщает
о разработанных им планах во исполнение пункта
2 настоящей статьи и в последующих докладах
сообщает о любом прогрессе в их выполнении.
Статья
4
Компетентный орган консультируется
с наиболее представительными организациями предпринимателей
и трудящихся, где таковые существуют, относительно
мер, которые необходимо принять в целях осуществления
положений настоящей Конвенции.
Раздел
II. Функции
Статья
5
Не затрагивая ответственности
каждого предпринимателя за здоровье и безопасность
трудящихся, которым он предоставляет работу,
и учитывая должным образом необходимость участия
трудящихся в решении вопросов охраны здоровья
и безопасности труда, службы гигиены труда выполняют
следующие функции, достаточные и учитывающие
потенциальные опасности на предприятии:
а) выявление и оценка риска от воздействия опасных
для здоровья факторов, возникающих на рабочем
месте;
b) наблюдение за факторами производственной
среды и производственных операций, которые могут
неблагоприятно влиять на здоровье трудящихся,
включая санитарное оборудование, пункты питания
и помещения, отведенные для них предпринимателем;.
с) консультирование по вопросам планирования
и организации работ, включая организацию рабочих
мест, отбора, ухода и поддержания в надлежащем
состоянии машин и другого оборудования и веществ,
используемых в процессе труда;
d) участие в разработке программ по совершенствованию
производственных операций, а также в испытании
и санитарно-гигиенической оценке нового оборудования;
е) консультирование по вопросам охраны здоровья
трудящихся, безопасности и гигиены труда, а
также эргономики и средств индивидуальной и
коллективной защиты;
f) наблюдение за состоянием здоровья трудящихся
в связи с трудовым процессом;
g) содействие адаптации трудовых процессов к
трудящимся;
h) участие в осуществлении мер по профессиональной
реабилитации;
i) осуществление сотрудничества в обеспечении
информацией, в организации обучения и просвещения
в области охраны здоровья трудящихся на производстве,
гигиены труда и эргономики;
j) организация первой и неотложной медицинской
помощи;
k) участие в анализе несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний.
Раздел
III. Организация
Статья
6
Положения о создании служб гигиены
труда устанавливаются:
а) посредством законов или правил; или
b) посредством заключения коллективных договоров
или иным образом по согласованию между заинтересованными
предпринимателями и трудящимися; или
с) любым иным образом, одобренным компетентным
органом после консультаций с представительными
организациями заинтересованных предпринимателей
и трудящихся.
Статья
7
1. Службы гигиены труда могут
создаваться, в зависимости от обстоятельств,
либо как служба для одного предприятия, либо
как общая служба для нескольких предприятий.
2. В соответствии с национальными условиями
и практикой службы гигиены труда могут создаваться:
а) предприятиями или группами предприятий;
b) государственными органами или официальными
службами;
с) учреждениями социального обеспечения;
d) любыми другими органами, уполномоченными
компетентными властями;
е) совместно с несколькими вышеуказанными органами.
Статья
8
Предприниматели, трудящиеся
и их представители, где таковые существуют,
сотрудничают и участвуют на равноправной основе
в осуществлении организационных и иных мер,
относящихся к службам гигиены труда.
Раздел
IV. Условия деятельности
Статья
9
1. В соответствии с национальными
законодательством и практикой службы гигиены
труда должны быть многопрофильными. Состав их
персонала определяется характером выполняемых
им обязанностей.
2. Службы гигиены труда осуществляют свои функции
в сотрудничестве с другими службами предприятия.
3. В соответствии с национальными законодательством
и практикой принимаются меры в целях обеспечения
необходимого сотрудничества и координации деятельности
служб гигиены труда и, в случае необходимости,
других служб, занимающихся медицинским обслуживанием.
Статья
10
Персонал, оказывающий услуги
в области гигиены труда, пользуется полной профессиональной
независимостью от предпринимателей, трудящихся
и их представителей, где таковые существуют,
при выполнении функций, перечисленных в статье
5.
Статья
11
В соответствии с характером
выполняемых обязанностей и согласно национальным
законодательству и практике компетентный орган
определяет квалификационные требования к персоналу,
оказывающему услуги в области гигиены труда.
Статья
12
Наблюдение за состоянием здоровья
трудящихся в связи с трудовым процессом не влечет
для них каких-либо потерь в их заработке, осуществляется
бесплатно и, по возможности, в рабочее время.
Статья
13
Все трудящиеся должны быть проинформированы
о связанных с их работой вредных для здоровья
факторах.
Статья
14
Предприниматель и трудящиеся
информируют службы гигиены труда о любых известных
факторах и вероятных факторах производственной
среды, которые могут неблагоприятно влиять на
здоровье трудящихся.
Статья
15
Службы гигиены труда должны
быть проинформированы о случаях заболеваний
среди трудящихся и невыходах на работу по состоянию
здоровья, чтобы иметь возможность определять,
существует ли зависимость между причинами заболевания
или невыходом на работу и любыми вредными для
здоровья факторами, которые могут присутствовать
на рабочем месте. Предприниматель не требует
от персонала служб гигиены труда проверки причин
невыхода на работу.
Раздел
V. Общие положения
Статья
16
После создания служб гигиены
труда национальные законодательство или правила
определяют орган или органы, в обязанности которых
входят как контроль за их деятельностью, так
и консультирование этих служб.
Статья
17
Официальные грамоты о ратификации
настоящей Конвенции направляются Генеральному
директору Международного бюро труда для регистрации.
Статья
18
1. Настоящая Конвенция имеет
обязательную силу только для тех членов Международной
организации труда, ратификационные грамоты которых
зарегистрированы Генеральным директором.
2. Она вступит в силу через двенадцать месяцев
после даты регистрации Генеральным директором
ратификационных грамот двух членов Организации.
3. Впоследствии настоящая Конвенция вступит
в силу для каждого государства-члена Организации
через двенадцать месяцев после даты регистрации
его ратификационной грамоты.
Статья
19
1. Каждый член Организации,
ратифицировавший настоящую Конвенцию, по истечении
десяти лет со дня ее первоначального вступления
в силу может денонсировать ее заявлением о денонсации,
направленным Генеральному директору Международного
бюро труда для регистрации. Денонсация вступит
в силу через год после даты ее регистрации.
2. Для каждого члена Организации, который ратифицировал
настоящую Конвенцию и в годичный срок по истечении
указанных в предыдущем пункте десяти лет не
воспользовался предусмотренным в настоящей статье
правом на денонсацию, Конвенция будет оставаться
в силе на следующие десять лет, и впоследствии
он сможет денонсировать ее по истечении каждого
десятилетия в порядке, предусмотренном в настоящей
статье.
Статья
20
1. Генеральный директор Международного
бюро труда извещает всех членов Международной
организации труда о регистрации всех ратификационных
грамот и заявлений о денонсации, направленных
ему членами Организации.
2. Извещая членов Организации о регистрации
полненной им второй ратификационной грамоты,
Генеральный директор обращает их внимание на
дату вступления в силу настоящей Конвенции.
Статья
21
Генеральный директор Международного
бюро труда направляет Генеральному секретарю
Организации Объединенных Наций для регистрации
в соответствии со статьей 102 Устава Организации
Объединенных Наций исчерпывающие сведения о
всех ратификационных грамотах и заявлениях о
денонсации, зарегистрированных им в соответствия
с положениями предыдущих статей.
Статья
22
В случаях, когда Административный
совет Международного бюро труда считает это
необходимым, он представляет Генеральной конференции
доклад о применении настоящей Конвенции и рассматривает
целесообразность включения в повестку дня Конференции
вопроса о ее полном или частичном пересмотре.
Статья
23
1. Если Конференция примет новую
конвенцию, полностью или частично пересматривающую
настоящую Конвенцию, и если в новой конвенции
не предусмотрено иное, то:
а) ратификация каким-либо членом Организации
новой, пересматривающей конвенции влечет за
собой автоматически, независимо от положений
статьи 19, незамедлительную денонсацию настоящей
Конвенции при условии, что новая, пересматривающая
конвенция вступила в силу;
b) со дня вступления в силу новой, пересматривающей
конвенции настоящая Конвенция закрыта для ратификации
членами Организации.
2. Настоящая Конвенция остается в любом случае
в силе по форме и содержании для тех членов
Организации, которые ратифицировали ее, но не
ратифицировали пересматривающую конвенцию.
Статья
24
Английский и французский тексты
настоящей Конвенции имеют одинаковую силу.
/подписи/ |