Настоящая
Конвенция пересмотрена Конвенцией Международной
Организации Труда N 128
о пособиях по инвалидности, по старости и
по случаю потери кормильца (Женева, 29 июня
1967 г.)
См.
Рекомендацию
МОТ от 29 июня 1933 г. N 43 об общих принципах
страхования по
инвалидности, старости и на случай потери
кормильца
Генеральная Конференция Международной
Организации Труда,
созванная в Женеве Административным Советом
Международного Бюро Труда и собравшаяся 8
июня 1933 года на свою семнадцатую сессию,
постановив принять ряд предложений об обязательном
страховании на случай потери кормильца, что
является частью второго пункта повестки дня
сессии,
решив придать этим предложениям форму международной
конвенции,
принимает сего двадцать девятого дня июня
месяца тысяча девятьсот тридцать третьего
года нижеследующую Конвенцию, которая может
именоваться Конвенцией 1933 года о страховании
на случай потери кормильца в сельском хозяйстве
и которая подлежит ратификации Членами Международной
Организации Труда в соответствии с положениями
Устава Международной Организации Труда:
Статья
1
Каждый Член Международной Организации
Труда, ратифицирующий настоящую Конвенцию,
обязуется ввести или сохранить в силе систему
обязательного страхования на случай потери
кормильца, устанавливающую условия, по крайней
мере равные условиям, предусматриваемым настоящей
Конвенцией.
Статья
2
1. Система обязательного страхования
на случай потери кормильца распространяется
на трудящихся физического и нефизического
труда, включая учеников, занятых на сельскохозяйственных
предприятиях, и на домашнюю прислугу, занятую
у сельского хозяина.
2. Однако любой Член Организации может предусмотреть
в своем национальном законодательстве такие
исключения, которые он считает необходимыми,
в отношении:
а) трудящихся, заработная плата которых превышает
установленную сумму, и в том случае, когда
законодательство не предусматривает повсеместного
применения такого исключения, любых трудящихся
нефизического труда, занимающихся видами деятельности,
которые обычно рассматриваются как свободные
профессии;
b) трудящихся, не получающих денежного вознаграждения;
с) молодых трудящихся, не достигших установленного
возраста, и трудящихся, преклонный возраст
которых не дает им права на страхование, когда
они впервые поступают на работу по найму;
d) трудящихся, работающих на дому, условия
труда которых отличаются от условий труда
обычных трудящихся по найму;
е) членов семьи предпринимателя;
f) трудящихся, общий период занятости которых
в силу самого характера работы неизбежно является
непродолжительным и не дает им права на получение
пособия, а также лиц, выполняющих по найму
лишь случайную или побочную работу;
g) нетрудоспособных трудящихся и трудящихся,
получающих пенсию по инвалидности или по старости;
h) государственных служащих, вышедших на пенсию
и выполняющих работу по найму, и лиц, имеющих
частный источник дохода, если такие пенсия
или частный доход по крайней мере равны размеру
пенсии по инвалидности, предусмотренной национальные
законодательством;
i) трудящихся, которые во время своей учебы
дают уроки или работают за вознаграждение
в процессе подготовки к получению профессии,
соответствующей цели такой учебы.
3. Кроме того, могут быть исключены из обязательного
страхования лица, в случае смерти которых
пережившие их иждивенцы в силу какого-либо
закона, постановления или особой системы страхования
будут иметь право на пособие, по крайней мере
равное в целом пенсии, предусматриваемой настоящей
Конвенцией.
Статья
3
Национальное законодательство
в соответствии с устанавливаемыми в нем условиями
либо дает право лицам, некогда подлежавшим
обязательному страхованию и не получающим
пенсии, продолжать страхование на добровольных
началах, либо разрешает таким лицам сохранять
свои права путем периодической уплаты взноса
для этой цели, за исключением случаев, когда
такие права сохраняются автоматически или,
если речь идет о замужней женщине, когда муж,
который не подлежит обязательному страхованию,
имеет право на добровольное страхование и
таким образом обеспечивает своей жене возможность
получения пенсии по старости или по вдовству.
Статья
4
1. Независимо от положений статьи
5 право на пенсию может быть обусловлено завершением
стажа, который может включать уплату минимального
числа взносов с момента страхования, а также
в течение установленного периода, непосредственно
предшествующего наступлению страхового случая.
2. Продолжительность такого стажа не может
превышать 60 месяцев, 250 недель или 1500
дней, в течение которых уплачиваются взносы.
3. В тех случаях, когда завершение стажа связано
с уплатой установленного числа взносов в течение
установленного периода, непосредственно предшествующего
наступлению страхового случая, периоды, в
течение которых выплачивается пособие в связи
с временной нетрудоспособностью или безработицей,
принимаются в расчет как периоды уплаты взносов
в той степени и на таких условиях, какие могут
быть установлены национальным законодательством.
Статья
5
1. Застрахованное лицо, которое,
перестав подлежать страхованию, не получает
права на пособие взамен взносов, внесенных
на его счет, сохраняет свои права в отношении
этих взносов.
2. Однако национальное законодательство может
предусмотреть утрату прав в отношении взносов
по истечении срока, переменного или фиксированного,
исчисляемого со дня, когда застрахованное
лицо перестало подлежать страхованию.
а) Если такой срок является переменным, то
он не может быть меньше одной трети совокупности
всех периодов, за которые засчитывались взносы
с момента начала страхования данного лица
(но за вычетом периодов, за которые взносы
не уплачивались).
b) Если такой срок является фиксированным,
он ни в коем случае не может быть меньше,
чем 18 месяцев, и права в отношении взносов
могут быть утрачены по истечении данного срока,
за исключением случаев, когда в течение этого
срока на счет застрахованного лица было внесено
минимальное число взносов, предписанное законодательством,
на основе либо обязательного, либо добровольного
продолжения страхования.
Статья
6
Система страхования в пользу
вдов и сирот предоставляет права на пенсию
по меньшей мере вдове, которая вновь не вышла
замуж, и детям умершего застрахованного или
получавшего пенсию лица.
Статья
7
1. Право на пенсию по смерти
мужа может ограничиваться вдовами, которые
старше установленного возраста или являются
инвалидами.
2. Положения пункта 1 не применяются к системе
страхования лиц нефизического труда.
3. Право вдовы на получение пенсии по смерти
мужа может ограничиваться случаями, когда
брак продолжался установленный период времени
и был заключен до того, как застрахованное
или получающее пенсию лицо достигло установленного
возраста или стало инвалидом.
4. Вдове может быть отказано в праве на получение
пенсии по смерти мужа, если к моменту смерти
застрахованного или получавшего пенсию лица
брак был расторгнут или судом было вынесено
решение о раздельном жительстве супругов исключительно
по вине жены.
5. Если несколько лиц предъявляют права на
пенсию по смерти мужа, размер выплачиваемой
суммы может ограничиваться размером одной
пенсии.
Статья
8
1. Любой ребенок моложе возраста,
установленного по крайней мере в 14 лет, имеет
право на пенсию по смерти одного из родителей.
2. Однако право на пенсию по смерти застрахованной
или получавшей пенсии матери может обусловливаться
либо тем, что мать участвовала в расходах
по содержанию ребенка, либо тем, что к моменту
своей смерти она была вдовой.
3. Национальное законодательство определяет
случаи, в которых ребенок, не являющийся законнорожденным,
имеет право на пенсию.
Статья
9
1. Размер пенсии определяется
в зависимости или независимо от стажа страхования
и представляет либо определенную сумму, либо
процент от заработной платы, принимаемой во
внимание в целях страхования, либо же меняется
в зависимости от суммы выплаченных взносов.
2. Если размер пенсии зависит от продолжительности
страхового стажа и ее предоставление обусловливается
завершением застрахованным лицом стажа, такая
пенсия включает - при отсутствии гарантированного
минимума - определенную сумму или часть суммы,
не обусловленную продолжительностью страхового
стажа. Там, где пенсия предоставляется независимо
от завершения стажа, может предусматриваться
гарантированный минимальный размер.
3. Если размер взносов зависит от размера
заработной платы, учитываемая с этой целью
заработная плата принимается также во внимание
для исчисления пенсии, независимо от того,
обусловливается ли размер пенсии продолжительностью
страхового стажа или нет.
Статья
10
Страховые учреждения имеют право
выдавать на условиях, определяемых национальным
законодательством, пособия натурой с целью
предупреждения, отсрочки, облегчения или излечения
инвалидности лицам, которые получают пенсию
по инвалидности или имеют право претендовать
на нее.
Статья
11
1. Право на пособие может быть
утрачено или приостановлено полностью или
частично:
а) если смерть является результатом преступления
или намеренного проступка со стороны застрахованного
лица или любого лица, которое может иметь
право на пенсию по смерти кормильца;
b) если застрахованное лицо или любое лицо,
которое может иметь право на пенсию по смерти
кормильца, допускает обман в отношении страхового
учреждения.
2. Выплата пенсии может быть полностью или
частично приостановлена в течение времени,
когда соответствующее лицо:
а) полностью содержится на общественные средства;
b) отказывается без основательной причины
выполнять предписания врача или инструкции,
касающиеся поведения инвалидов, или умышленно
и без разрешения уклоняется от контроля страхового
учреждения;
с) получает другое периодическое денежное
пособие в соответствии с каким-либо законом
об обязательном социальном страховании, о
пенсиях или о возмещении трудящимся в связи
с несчастным случаем на производстве или профессиональным
заболеванием,
d) получив пенсию вдовы, не обусловленную
возрастом или инвалидностью, проживает с мужчиной
в незарегистрированном браке;
е) охватывается особой системой страхования
для лиц нефизического труда и получает вознаграждение,
превышающее установленный размер.
Статья
12
1. Застрахованные лица и их
предприниматели участвуют в создании средств
системы страхования.
2. Национальное законодательство может освободить
от уплаты страховых взносов:
а) учеников и молодых трудящихся, не достигших
установленного возраста;
b) трудящихся, не получающих денежного вознаграждения
или получающих очень низкую заработную плату;
с) трудящихся, работающих у предпринимателя,
который уплачивает взносы на основе, не зависящей
от числа занятых у него лиц.
3. Национальное законодательство по страхованию,
охват которого не ограничивается лицами, работающими
по найму, может не предусматривать уплату
взносов предпринимателями.
4. Государственные органы участвуют в создании
средств систем страхования или предоставления
пособий этими системами, охватывающими всех
лиц, работающих по найму, или трудящихся физического
труда.
5. Национальное законодательство, которое
в момент принятия настоящей Конвенции не предусматривает
уплаты взносов застрахованными лицами, может
и впредь освобождать застрахованных лиц от
таких взносов.
Статья
13
1. Управление страхованием осуществляется
либо учреждениями, основанными государственными
органами и не имеющими своей целью получение
прибыли, либо государственными страховыми
фондами.
2. Однако национальное законодательство может
также поручить управление страхованием учреждениям,
созданным по инициативе заинтересованных сторон
или их организаций и должным образом признанным
государственными органами.
3. Управление финансовыми средствами страховых
учреждений и государственных страховых фондов
ведется отдельно от управления государственными
средствами.
4. Представители застрахованных лиц участвуют
в управлении страховыми учреждениями на условиях,
определяемых национальным законодательством,
которые могут также решать вопрос об участии
представителей как предпринимателей, так и
государственных органов.
5. Автономные страховые учреждения находятся
под финансовым и административным контролем
государственных органов.
Статья
14
1. Иждивенцы умершего застрахованного
или получавшего пенсию лица имеют право обжалования
в случае любого спора относительно пособий.
2. Такие споры входят в компетенцию специальных
судебных инстанций, состоящих из судей, которые,
независимо от того, являются ли они профессиональными
судьями или нет, хорошо знакомы с целями страхования
или же заседают с участием асессоров, представляющих
соответственно застрахованных лиц и предпринимателей.
3. В любом споре относительно охвата страхованием
или размера взносов трудящийся, а в случае,
когда предусматривается уплата взносов предпринимателями,
то и его предприниматель имеют право обжалования.
Статья
15
1. Трудящиеся-иностранцы подлежат
страхованию и уплачивают взносы на тех же
условиях, что и граждане данной страны.
2. Иждивенцы застрахованных или получавших
пенсию иностранцев имеют те же права, что
и граждане данной страны, на пособия, основанные
на взносах, зачисленных на их счет.
3. Иждивенцы застрахованных или получавших
пенсию иностранцев, являющиеся гражданами
любого Члена Организации, связанного настоящей
Конвенцией, законодательство которого, следовательно,
предусматривает участие государства в создании
финансовых средств или выплате пособий системой
страхования в соответствии со статьей 12,
также имеют право на любую субсидию или надбавку
к пенсии или части пенсии, которые выплачиваются
из государственных фондов.
4. Однако национальное законодательство может
ограничить только гражданами страны предоставление
права на любую субсидию, надбавку к пенсии
или части пенсии, выплачиваемые из государственных
фондов, которые предоставляются только застрахованным
лицам, достигшим установленного возраста к
моменту вступления в силу законодательства
об обязательном страховании.
5. Любые ограничения, которые могут предусматриваться
в случае проживания за границей, применяются
к пенсионерам, гражданам любого Члена Организации,
связанного настоящей Конвенцией, проживающим
на территории какого-либо Члена Организации,
связанного настоящей Конвенцией, лишь в той
мере, в какой они распространяются на граждан
страны, в которой была приобретена пенсия.
Однако субсидии или надбавки к пенсии или
части такой пенсии, покрываемые за счет государственных
фондов, могут не выдаваться.
Статья
16
1. Страхование лиц, работающих
по найму, производится в соответствии с законом,
действующим по месту их работы.
2. В целях обеспечения непрерывности страхования
могут допускаться исключения из этого правила
по соглашению между соответствующими Членами
Организации.
Статья
17
Любой Член Организации может
предусмотреть специальные положения для трудящихся
пограничных районов, место работы которых
находится на его территории, а постоянное
местожительство - за границей.
Статья
18
В странах, не имеющих законодательства
об обязательном страховании на случай смерти
кормильца к моменту первоначального вступления
в силу настоящей Конвенции, любая существующая
в это время система пенсий, не основанная
на взносах, рассматривается как отвечающая
требованиям настоящей Конвенции, если эта
система гарантирует индивидуальное право на
пенсию на условиях, определенных в нижеследующих
статьях 19 - 25.
Статья
19
1. Право на пенсию имеют следующие
лица:
а) любая вдова, которая вновь не вышла замуж
и имеет по крайней мере двух детей на своем
иждивении:
b) любой круглый сирота, т. е. ребенок, потерявший
обоих родителей.
2. Национальное законодательство определяет:
а) случаи, в которых ребенок, не являющийся
законнорожденным, считается ребенком вдовы
в целях приобретения ею права на пенсию;
b) предельный возраст, до которого ребенок
считается как состоящий на иждивении вдовы
или имеющий право на пенсию. Однако такой
возраст ни в коем случае не может быть ниже
14 лет.
Статья
20
1. Право вдовы на пенсию по
смерти мужа может обусловливаться стажем проживания
на территории Члена Организации:
а) умершего мужа - в течение периода, непосредственно
предшествующего его смерти;
b) вдовы - в течение периода, непосредственно
предшествующего ее заявке о праве на пенсию.
2. Право сироты на получение пенсии может
обусловливаться проживанием на территории
соответствующего Члена Организации в течение
периода, непосредственно предшествующего смерти
того из родителей, который умер последним.
3. Стаж проживания на территории Члена Организации,
требуемый от вдовы или от умершего родителя,
предписывается национальным законодательством,
но не может превышать пяти лет.
Статья
21
1. Право на пенсию по случаю
смерти кормильца признается за каждым ходатайствующим
лицом, годовые средства которого, включая
любые средства состоящих на иждивении детей
или сирот, не превышают предела, устанавливаемого
национальным законодательством с должным учетом
прожиточного минимума.
2. При оценке средств средства, не превышающие
уровня, установленного национальным законодательством,
не принимаются в расчет для такой оценки.
Статья
22
Размер пенсии устанавливается
в сумме, которая вместе с любыми средствами
ходатайствующего лица, превышающими средства,
не учитываемые вышеупомянутой оценкой, является
по крайней мере достаточной для покрытия основных
нужд пенсионера.
Статья
23
1. Ходатайствующее лицо имеет
право обжалования при любом споре, касающемся
предоставления пенсии или определения ее размера.
2. Жалоба рассматривается иной инстанцией,
чем та, которая вынесла первое решение.
Статья
24
1. Иностранцы, вдовы и сироты,
являющиеся гражданами любого Члена Организации,
связанного настоящей Конвенцией, имеют право
на пенсию на тех же условиях, что и граждане
данной страны.
2. Однако национальное законодательство может
обусловливать выдачу пенсии иностранцам определенным
периодом проживания на территории соответствующего
Члена Организации, который не может превышать
более чем на пять лет период проживания в
стране, предусматриваемый в статье 20.
Статья
25
1. Право на пенсию может быть
утрачено или приостановлено полностью или
частично, если вдова или лицо, принявшее на
себя ответственность за содержание сирот,
получило или пыталось получить пенсию путем
обмана.
2. Выплата пенсии может быть полностью или
частично приостановлена на период, в течение
которого заинтересованное лицо полностью содержится
на общественные средства.
Статья
26
При условии соблюдения положений
пункта 5 статьи 15 настоящая Конвенция не
касается вопроса о сохранении прав на пенсию
в случае проживания за границей.
Статья
27
Официальные документы о ратификации
настоящей Конвенции в соответствии с положениями
Устава Международной Организации Труда направляются
Генеральному Директору Международного Бюро
Труда для регистрации.
Статья
28
1. Настоящая Конвенция связывает
только тех Членов Международной Организации
Труда, чьи документы о ратификации зарегистрированы
в Международном Бюро Труда.
2. Она вступает в силу через двенадцать месяцев
после того, как Генеральный Директор зарегистрирует
документы о ратификации двух Членов Организации.
3. Впоследствии настоящая Конвенция вступает
в силу в отношении каждого Члена Организации
через двенадцать месяцев после даты регистрации
его документа о ратификации.
Статья
29
Как только в Международном Бюро
Труда зарегистрированы документы о ратификации
двух Членов Международной Организации Труда,
Генеральный Директор Международного Бюро Труда
извещает об этом всех Членов Международной
Организации Труда. Он также извещает их о
регистрации всех документов о ратификации,
полученных им впоследствии от других Членов
Организации.
Статья
30
1. Любой Член Организации, ратифицировавший
настоящую Конвенцию, может по истечении десятилетнего
периода с момента ее первоначального вступления
в силу денонсировать ее посредством акта о
денонсации, направленного Генеральному Директору
Международного Бюро Труда и зарегистрированного
им. Денонсация вступает в силу через год после
регистрации акта о денонсации в Международном
Бюро Труда.
2. Каждый Член Организации, ратифицировавший
настоящую Конвенцию, который в годичный срок
по истечении упомянутого в предыдущем пункте
десятилетнего периода не воспользуется своим
правом на денонсацию, предусмотренным в настоящей
статье, будет связан на следующий период в
десять лет и впоследствии сможет денонсировать
настоящую Конвенцию по истечении каждого десятилетнего
периода в порядке, установленном настоящей
статьей.
Статья
31
Каждый раз, когда Административный
Совет Международного Бюро Труда считает это
необходимым, он представляет Генеральной Конференции
доклад о применении настоящей Конвенции и
решает, следует ли включать в повестку дня
Конференции вопрос о ее полном или частичном
пересмотре.
Статья
32
1. В случае если Конференция
примет новую конвенцию, полностью или частично
пересматривающую настоящую Конвенцию, и если
в новой конвенции не предусмотрено обратное,
то:
а) ратификация каким-либо Членом Организации
новой, пересматривающей конвенции влечет за
собой автоматически, независимо от положений
статьи 30, немедленную денонсацию настоящей
Конвенции при условии, что новая, пересматривающая
конвенция вступила в силу;
b) начиная с даты вступления в силу новой,
пересматривающей конвенции настоящая Конвенция
закрыта для ратификации ее Членами Организации.
2. Настоящая Конвенция остается во всяком
случае в силе по форме и содержанию в отношении
тех Членов Организации, которые ее ратифицировали,
но не ратифицировали новую, пересматривающую
конвенцию.
Статья
33
Французский и английский тексты
настоящей Конвенции имеют одинаковую силу.
/подписи/