Конвенция
о формировании и статусе межгосударственных
научно-технических программ
(Москва, 25 ноября 1998 г.)
Конвенция
вступила в силу 21 сентября 1999 г.
Конвенция вступила
в силу для Российской Федерации 26 октября
2000 г.
Государства - участники настоящей
Конвенции в лице правительств (далее - Стороны),
стремясь использовать межгосударственные научно-технические
программы как эффективное средство концентрации
ресурсов и усилий для решения приоритетных
задач научно-технического и социально-экономического
развития,
в целях формирования согласованной правовой
основы взаимодействия в процессе разработки
и выполнения межгосударственных научно-технических
программ,
действуя в соответствии с Соглашением о создании
общего научно-технологического пространства
государств - участников Содружества Независимых
Государств от 3 ноября 1995 года,
согласились о нижеследующем:
Статья
1
Определения
Для целей настоящей Конвенции
приводимые ниже термины имеют следующие значения:
"межгосударственная
научно-техническая программа" (далее
- Программа) - увязанный по
ресурсам, исполнителям и срокам осуществления
комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских
и технологических разработок, а также организационно-экономических
мероприятий по их обеспечению, выполняемый
исполнителями Сторон и направленный на получение
новых знаний об основных закономерностях и
свойствах общественных и природных явлений,
а также на эффективное решение социально-экономических
проблем Сторон, включая создание образцов
конкурентоспособной на мировом рынке продукции
для ее последующего производства в целях удовлетворения
национальных потребностей и расширения экспортных
возможностей;
"государство
- участник Программы"
- государство, подписавшее межправительственное
соглашение о сотрудничестве по выполнению
Программы (далее - Соглашение о сотрудничестве)
и обеспечившее выполнение своих обязательств
по ее реализации необходимыми финансовыми
и иными ресурсами, объемы которых определены
в рамках данной Программы;
"государственный
заказчик" - орган исполнительной
власти (или иная полномочная организация)
государства - участника Программы, ответственный
за выполнение этим государством обязательств,
принятых им в соответствии с Соглашением о
сотрудничестве, и организацию работ по реализации
Программы в своем государстве;
"координатор"
- один из государственных заказчиков, обеспечивающий
по взаимному согласию их оперативное взаимодействие
в процессе выполнения Программы, организующий
взаимные консультации и обмен информацией
между государственными заказчиками, согласование
оперативных планов на отдельные периоды осуществления
Программы, выработку рекомендаций по совершенствованию
сотрудничества, использование промежуточных
и конечных результатов научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ, подготавливающий
и представляющий согласованную информацию
о реализации Программы в Межгосударственный
комитет по научно-технологическому развитию
(далее - МК НТР).
В качестве координатора Программы могут выступать
международные научно-исследовательские центры
и научные организации, транснациональные финансово-промышленные
группы и межгосударственные (межправительственные)
органы. Если Программа состоит из отдельных
проектов, финансируемых соответствующими государствами
- участниками Программы, то роль координаторов
таких проектов выполняют национальные государственные
заказчики этих проектов.
Статья
2
Формирование и реализация Программы
1. Организацию работ по формированию
и реализации Программы осуществляет МК НТР.
2. Предложения о формировании Программы с
соответствующими обоснованиями вносятся в
МК НТР членами МК НТР или межгосударственными
(межправительственными) органами СНГ, занимающимися
координацией вопросов научно-технического
характера, а также Международной ассоциацией
академий наук в соответствии с порядком, устанавливаемым
МК НТР.
3. МК НТР рассматривает представленные предложения
и в случае их одобрения предлагает представителям
МК НТР Сторон, заинтересованных в разработке
конкретных программ, подготовить и представить
в МК НТР проект Программы с приложением пояснительной
записки и технико-экономического обоснования,
а также проект Соглашения о сотрудничестве,
предварительно согласованные в соответствии
с принятыми в каждом государстве процедурами.
4. Соглашение о сотрудничестве должно включать:
цели сотрудничества;
источники и порядок финансирования работ по
реализации Программы;
взаимные финансовые и иные обязательства государств
- участников Программы;
порядок и условия владения, пользования и
распоряжения научно-техническими объектами
и результатами исследований, порядок осуществления
исключительных прав (интеллектуальной собственности);
порядок разрешения спорных вопросов;
организационный механизм сотрудничества, включая
определение государственных заказчиков и координатора.
Научно-технические объекты и результаты исследований,
созданные в результате выполнения Программы,
принадлежат государствам - участникам Программы
на правах общей собственности.
Прибыль распределяется между государствами
- участниками Программы пропорционально их
долевому участию в финансировании работ по
реализации Программы.
Неотъемлемой частью Соглашения о сотрудничестве
является Программа, в которой отражаются перечень
научно-технических проектов и их исполнителей,
конечные результаты, сроки и условия выполнения
проектов.
5. Проект Соглашения о сотрудничестве, одобренный
МК НТР, представляется в Межгосударственный
экономический Комитет Экономического союза
(далее - МЭК).
6. Программа приобретает статус межгосударственной
после вступления в силу Соглашения о сотрудничестве.
7. Выполнение содержащихся в Программе научно-технических
проектов осуществляется на основе договоров,
заключаемых государственным заказчиком с организациями
- исполнителями работ.
8. Руководство работами по реализации Программы,
их финансирование и материально-техническое
обеспечение в государствах - участниках Программы
осуществляют государственные заказчики.
Государственный заказчик, на которого возлагаются
функции координатора, определяется в Соглашении
о сотрудничестве.
9. Координатор Программы:
несет ответственность за своевременную реализацию
Программы:
осуществляет управление исполнителями работ
по Программе;
обеспечивает эффективное использование финансовых
средств, выделенных на реализацию Программы.
10. Координатор Программы представляет в МК
НТР отчет о ходе выполнения Программы. МК
НТР анализирует его и направляет в МЭК.
Статья
3
Финансирование Программы
1. Финансирование Программы
осуществляется в следующих формах:
раздельное финансирование, при котором каждое
государство - участник Программы финансирует
выполняемую им часть Программы;
финансирование из централизованного фонда
Программы, образуемого за счет долевых взносов
государств - участников Программы. Формирование
централизованного фонда осуществляется в соответствии
с Положением о фонде, являющимся составной
частью Соглашения о сотрудничестве, в котором
определяются размеры, источники, порядок формирования
и использования средств;
комбинированное финансирование, при котором
одна часть работ по реализации Программы финансируется
из централизованного фонда, а другая - на
основе раздельного финансирования.
2. Для выполнения Программы могут привлекаться
бюджетные и внебюджетные источники финансирования,
средства благотворительных и других организаций.
Статья
4
Условия выполнения Программы
Стороны для выполнения Программы
в соответствии со своим законодательством
предоставляют на своих территориях ее участникам:
право осуществлять конвертацию и прямой перевод
денежных средств своим контрагентам, выполняющим
совместные и заказные работы и находящимся
в других государствах - участниках Программы;
иные формы содействия национальным научно-исследовательским,
опытно-конструкторским организациям при проведении
совместных научно-исследовательских, опытно-конструкторских
и технологических разработок в рамках Программы;
право на получение сотрудниками организаций,
участвующих в выполнении Программы, во время
их долгосрочных командировок медицинских,
социальных, бытовых и коммунальных услуг на
условиях, действующих для граждан государства
пребывания;
национальный режим для реализации продукции,
созданной в рамках Программы, на рынках научно-технических
товаров и услуг.
Статья
5
Заключительные положения
1. Положения настоящей Конвенции
не затрагивают обязательств, принятых Сторонами
в соответствии с другими международными договорами.
2. Настоящая Конвенция временно применяется
со дня подписания, если это не противоречит
законодательству Сторон, и вступает в силу
со дня сдачи на хранение депозитарию третьего
уведомления о выполнении подписавшими ее Сторонами
внутригосударственных процедур, необходимых
для ее вступления в силу.
Для Сторон, выполнивших необходимые процедуры
позднее, она вступает в силу со дня сдачи
ими на хранение депозитарию соответствующих
уведомлений.
3. В настоящую Конвенцию могут быть внесены
изменения и дополнения с общего согласия Сторон.
Изменения и дополнения оформляются отдельными
протоколами.
4. Спорные вопросы, связанные с применением
или толкованием настоящей Конвенции, разрешаются
путем консультаций и переговоров заинтересованных
Сторон.
При невозможности урегулировать спорные вопросы
путем переговоров Стороны обращаются в Экономический
Суд Содружества Независимых Государств или
иные арбитражные органы.
5. Настоящая Конвенция действует в течение
5 лет со дня ее вступления в силу. По истечении
этого срока Конвенция автоматически продлевается
каждый раз на 5-летний период, если Стороны
не примут иного решения.
6. Каждая Сторона может выйти из настоящей
Конвенции, направив письменное уведомление
об этом депозитарию не позднее чем за 6 месяцев
до выхода, урегулировав финансовые и иные
обязательства, возникшие за время действия
Конвенции.
7. Настоящая Конвенция открыта для присоединения
других государств, разделяющих ее цели и принципы,
путем передачи депозитарию документов о таком
присоединении.
Совершено в городе Москве 25
ноября 1998 года в одном подлинном экземпляре
на русском языке. Подлинный экземпляр хранится
в Исполнительном Секретариате Содружества
Независимых Государств, который направит каждому
государству, подписавшему настоящую Конвенцию,
ее заверенную копию.
За Правительство
Азербайджанской Республики
/ подпись /
За Правительство
Республики Молдова
/ подпись /
За Правительство
Республики Армения
/ подпись /
За Правительство
Российской
Федерации
/ подпись /
За Правительство
Республики Беларусь
/ подпись /
За Правительство
Республики Таджикистан
/ подпись /
За Правительство
Грузии
/ подпись /
За Правительство
Туркменистана
/ подпись /
За Правительство
Республики Казахстан
/ подпись /
За Правительство
Республики Узбекистан
/ подпись /
За Правительство
Украины
/ подпись /
За Правительство
Кыргызской Республики
/ подпись /
Особое
мнение Грузии о Конвенции о формировании статуса
Межгосударственных научно-технических программ
Грузия в целом одобряет представленный
проект документа, но вместе с тем имеет следующие
замечания:
- изъять из пункта 1 статьи 2 слово "реализация";
- полностью изъять пункт 10 статьи 2 из проекта
данной Конвенции.
В.Лордкипанидзе |