Рекомендация Международной Организации Труда
от 22 октября 1996 г. N 186
о найме и трудоустройстве моряков
Генеральная конференция Международной организации
труда, созванная в Женеве Административным советом
Международного бюро труда и собравшаяся 8 октября
1996 года на свою 84-ю сессию,
постановив принять ряд предложений, касающихся
пересмотра Конвенции 1920 года о трудоустройстве
моряков, что является третьим пунктом повестки
дня сессии, и
решив придать этим предложениям форму рекомендации,
дополняющей Конвенцию 1996 года о найме и трудоустройстве
моряков,
принимает сего двадцать второго дня октября
месяца одна тысяча девятьсот девяносто шестого
года следующую рекомендацию, которая может именоваться
Рекомендацией 1996 года о найме и трудоустройстве
моряков.
1. Компетентный орган должен:
a) принимать необходимые меры, способствующие
эффективному сотрудничеству между службами найма
и трудоустройства, как государственными, так
и частными;
b) учитывать нужды морской отрасли как на национальном,
так и международном уровнях при разработке программ
профессиональной подготовки для моряков с участием
судовладельцев, моряков и соответствующих учебных
заведений;
c) принимать соответствующие меры по укреплению
сотрудничества между представительными организациями
судовладельцев и моряков в организации и деятельности
государственных служб найма и трудоустройства,
где таковые существуют;
d) иметь постоянно действующую систему по сбору
и анализу всей соответствующей информации о
морском рынке труда, включая:
i) текущее и перспективное предложение рабочей
силы в разбивке по возрасту, полу, званию и
уровню квалификации, а также потребности отрасли,
причем сбор данных с разбивкой по возрасту и
полу допускается только для целей статистики
или в случае их использования в рамках программы
по недопущению дискриминации по признаку возраста
и пола;
ii) наличие рабочих мест на национальных и иностранных
судах;
iii) непрерывность занятости;
iv) трудоустройство юнг, курсантов морских училищ
и других стажеров; и
v) профессиональную ориентацию будущих моряков;
e) обеспечивать, чтобы персонал, ответственный
за непосредственное руководство службами найма
и трудоустройства, имел адекватную профессиональную
подготовку и соответствующие знания в области
морской отрасли;
f) предписывать или одобрять рабочие нормативы
и поощрять принятие кодексов поведения и этических
норм для этих служб; и
g) содействовать проведению постоянного контроля
на основе системы нормативов качества.
2. Рабочие нормативы, указанные в пункте 1 f),
должны касаться следующих вопросов:
a) уровней квалификации и профессиональной подготовки,
необходимых для аппарата управления и персонала
служб найма и трудоустройства, которые должны
включать знание в области морской отрасли, особенно
соответствующих международных морских актов,
касающихся профессиональной подготовки, свидетельств
о квалификации и трудовых норм;
b) ведения учета моряков, ищущих работу на морском
судне; и
c) вопросов, касающихся медицинских освидетельствований,
вакцинаций, выдаваемых морякам документов и
других вопросов, решение которых может потребоваться
для получения моряком рабочего места.
3. В частности, рабочие нормативы, указанные
в пункте 1 f), должны предусматривать, что каждая
служба найма и трудоустройства:
a) хранит, с должным учетом права на невмешательство
в личную жизнь и необходимости защиты конфиденциальности,
полную без изъятий документацию о моряках, находящихся
на учете в системе найма и трудоустройства этой
службы, которая должна включать следующие данные,
но не ограничиваться ими:
i) квалификация моряков;
ii) предшествующая трудовая деятельность;
iii) личные данные, касающиеся трудовой деятельности;
iv) медицинские данные в связи с трудовой деятельностью;
b) ведет и обновляет списки экипажей судов,
для которых она подбирает экипаж, и обеспечивает,
чтобы имелись возможности для установления связи
с ними в экстренных случаях в любое время суток;
c) имеет формальные процедуры, обеспечивающие,
чтобы моряки не подвергались эксплуатации со
стороны агентства или его персонала в отношении
предложения о найме на конкретные суда или конкретными
компаниями;
d) имеет формальные процедуры, исключающие возможности
эксплуатации моряков, возникающие в связи с
выплатой авансов или с любой другой финансовой
сделкой между работодателем и моряком, совершаемой
при посредничестве службы;
e) предоставляет четкую информацию о затратах,
которые моряк понесет при оформлении медицинских
или других документов;
f) обеспечивает, чтобы моряки получали информацию
о всех особых условиях на конкретном рабочем
месте, которое они будут занимать, и о конкретной
политике работодателей, касающейся их занятости;
g) имеет формальные процедуры, которые не противоречат
принципам естественной справедливости и соответствуют
национальному законодательству, практике и коллективным
договорам, если таковые существуют, для рассмотрения
случаев некомпетентности или нарушения дисциплины;
h) имеет формальные процедуры, обеспечивающие,
по мере практической возможности, чтобы свидетельства
о квалификации и медицинские справки моряков,
представляемые при найме на работу, были действительны
и не были приобретены обманным путем, а также
проверку сведений о трудовой деятельности;
i) имеет формальные процедуры, обеспечивающие,
чтобы просьбы о получении информации или консультации,
поступающие от семей моряков, которые находятся
в плавании, удовлетворялись быстро, доброжелательно
и бесплатно; и
j) руководствуется принципом, в соответствии
с которым моряки направляются только тем работодателям,
которые предлагают морякам такие условия занятости,
которые находятся в полном соответствии с действующим
законодательством или коллективными договорами.
4. Международное сотрудничество между государствами-членами
и соответствующими организациями должно поощряться
и может включать:
a) систематический обмен информацией о морской
отрасли и рынке труда на двусторонней, региональной
и многосторонней основе;
b) обмен информацией о морском трудовом законодательстве;
c) гармонизацию политики, практических методов
и законодательства, регулирующего найм и трудоустройство
моряков;
d) совершенствование процедур и условий для
международного найма и трудоустройства моряков;
и
e) планирование рабочей силы с учетом предложения
и спроса на моряков, а также потребностей морской
отрасли. |