Рекомендация Международной Организации Труда
от 20 июня 1996 г. N 184
о надомном труде
Генеральная конференция Международной организации
труда, созванная в Женеве Административным советом
Международного бюро труда и собравшаяся 4 июня
1996 года на свою 83-ю сессию,
напоминая, что многие международные конвенции
и рекомендации о труде, которые содержат нормы
общего применения, касающиеся условий труда,
применимы к надомникам,
принимая во внимание, что конкретные условия,
характерные для надомного труда, делают желательным
улучшение применения этих конвенций и рекомендаций
к надомникам и дополнение их нормами, в которых
принимаются во внимание особенности надомного
труда,
постановив принять ряд предложений, касающихся
надомного труда, что является четвертым пунктом
повестки дня сессии,
решив придать этим предложениям форму рекомендации,
дополняющей Конвенцию 1996 года о надомном труде,
принимает сего двадцатого дня июня месяца одна
тысяча девятьсот девяносто шестого года следующую
рекомендацию, которая может именоваться Рекомендацией
1996 года о надомном труде.
I.
Определения и сфера применения
1. Применительно к настоящей Рекомендации:
a) термин "надомный
труд" означает работу,
которую лицо, именуемое надомником, выполняет:
i) по месту его жительства или в других помещениях
по его выбору, но не в производственных помещениях
работодателя;
ii) за вознаграждение;
iii) с целью производства товаров или услуг,
согласно указаниям работодателя, независимо
от того, кто предоставляет оборудование, материалы
или другие используемые ресурсы,
если только это лицо не располагает такой степенью
автономии и экономической независимости, которая
необходима для того, чтобы считать его независимым
работником в соответствии с национальным законодательством
или судебными решениями;
b) лица со статусом наемных работников не становятся
надомниками в смысле настоящей Рекомендации
в силу одного только факта выполнения ими время
от времени работы в качестве наемных работников
на дому, а не на своем обычном рабочем месте;
c) термин "работодатель"
означает физическое или юридическое
лицо, которое напрямую или через посредника,
независимо от того, предусмотрены ли посредники
в национальном законодательстве, предоставляет
работу на дому в интересах своего предприятия.
2. Настоящая Рекомендация распространяется на
всех лиц, занятых надомным трудом, в смысле
пункта 1.
II.
Общие положения
3. 1) Каждое государство-член должно в соответствии
с национальными законодательством и практикой
назначить орган или органы, на которые возлагается
ответственность за разработку и проведение национальной
политики в области надомного труда, о которой
говорится в статье 3 Конвенции.
2) Следует, по мере возможности, использовать
органы трехстороннего характера или организации
работодателей и работников при разработке и
реализации этой национальной политики.
3) В случае отсутствия организаций, занимающихся
проблемами надомников, или организаций работодателей,
предоставляющих работу надомникам, указанные
в подпункте 1) орган или органы должны принимать
соответствующие меры, позволяющие этим работникам
и работодателям высказывать свои мнения относительно
этой национальной политики и мер, принимаемых
с целью ее проведения.
4. Следует осуществлять сбор и обновлять подробную
информацию, включая данные с разбивкой по полу,
о распространении и особенностях надомного труда,
которая должна служить основой для национальной
политики в области надомного труда и для мер,
принимаемых с целью ее проведения. Эта информация
должна публиковаться и быть доступной для общественности.
5. 1) Надомник должен быть информирован о конкретных
условиях занятости в письменной или в любой
другой надлежащей форме, соответствующей национальным
законодательству и практике.
2) Эта информация должна включать, в частности:
a) имя и адрес работодателя и посредника, если
таковой существует;
b) тарифы или ставки оплаты труда и методы исчисления;
и
c) вид работы, подлежащей выполнению.
III.
Контроль за надомным трудом
6. Компетентный орган на национальном уровне
и, в случае необходимости, на региональном,
отраслевом или местном уровнях должен обеспечить
ведение учета работодателей, предоставляющих
работу надомникам, и всех используемых этими
работодателями посредников. Для этой цели данный
орган должен указывать, какую информацию работодатели
должны представлять или иметь для представления
данному органу.
7. 1) Работодатели должны нести обязанность
по уведомлению компетентного органа, если они
предоставляют работу надомникам впервые.
2) Работодатели должны вести учет с разбивкой
по полу всех надомников, которым они предоставляют
работу.
3) Работодатели должны также вести регистрационные
листы рабочих заданий, порученных надомнику,
с указанием:
a) времени, отводимого для их выполнения;
b) тарифных ставок оплаты труда;
c) возникших у надомника издержек, если таковые
имеются, и размера выплаченной в связи с ними
компенсации;
d) любых удержаний из зарплаты, произведенных
в соответствии с национальным законодательством;
и
e) причитающейся заработной платы и выплаченной
заработной платы с вычетом удержаний вместе
с датой произведенной выплаты.
4) Копия указанного в подпункте 3) регистрационного
листа должна предоставляться надомнику.
8. В той мере, в какой это допускается национальными
законодательством и практикой, касающимися невмешательства
в частную жизнь, инспектора труда или другие
должностные лица, на которых возложена обязанность
контролировать соблюдение положений, регулирующих
надомный труд, должны иметь возможность входить
в те части дома или другого частного помещения,
где выполняется работа.
9. В случаях серьезных или неоднократных нарушений
законодательства, применяемого к надомному труду,
следует принимать в соответствии с национальными
законодательством и практикой необходимые меры,
вплоть до возможного запрета на выдачу работы
на дом.
IV.
Минимальный возраст
10. Национальное законодательство, касающееся
минимального возраста приема на работу или допуска
к трудовой деятельности, должно применяться
в отношении надомного труда.
V.
Права на объединение и на ведение коллективных
переговоров
11. Законодательные или административные ограничения
или иные препятствия на пути реализации:
a) права надомников создавать свои собственные
организации или вступать в организации работников
по своему выбору и участвовать в деятельности
таких организаций; и
b) права организаций надомников вступать в профсоюзные
федерации или конфедерации
должны выявляться и устраняться.
12. Должны приниматься меры, которые бы поощряли
ведение коллективных переговоров, как средство
определения условий труда надомников.
VI.
Оплата труда
13. Следует установить минимальные размеры
заработной платы для надомного труда в соответствии
с национальными законодательством и, практикой.
14. 1) Ставки заработной платы надомников должны
предпочтительно устанавливаться в рамках коллективных
переговоров или, если таковые не проводятся:
a) решениями компетентного органа после консультаций
с наиболее представительными организациями работодателей
и работников, а также с организациями, занимающимися
надомниками, и с организациями работодателей
надомников, или, если последние не существуют,
с представителями надомников и работодателей
надомников; или
b) в рамках других соответствующих процедур
установления заработной платы на национальном,
отраслевом или местном уровнях.
2) Если при установлении ставок заработной платы
не используются средства, указанные выше в подпункте
1), то они должны устанавливаться посредством
соглашения между надомником и работодателем.
15. Для конкретной работы, оплачиваемой сдельно,
ставка заработной платы надомника должна быть
сравнима с заработной платой, получаемой работником
на предприятии работодателя, или, при его отсутствии,
на другом предприятии в данной отрасли или в
данном районе.
16. Надомники должны получать компенсацию за:
a) расходы, понесенные в связи с их работой,
а именно за использованные энергию и воду, связь
и обслуживание машин и оборудования; и
b) время, потраченное на техническое обслуживание
машин и оборудования, смену инструментов, сортировку,
распаковку и упаковку и другие подобные операции.
17. 1) Национальное законодательство о защите
заработной платы должно применяться к надомникам.
2) Национальное законодательство должно обеспечивать
наличие заранее установленных критериев для
удержаний и должно защищать надомников от необоснованных
удержаний за брак в работе или испорченные материалы.
3) Труд надомников должен оплачиваться либо
при сдаче каждого завершенного рабочего задания
или через регулярные промежутки времени, не
превышающие одного месяца.
18. Если используются услуги посредника, то
посредник и работодатель должны вместе и каждый
в отдельности нести ответственность за выплату
причитающегося надомникам вознаграждения в соответствии
с национальными законодательством и практикой.
VII.
Безопасность и гигиена труда
19. Компетентный орган должен обеспечивать
распространение основных положений, правил и
инструкций, принятых в области безопасности
и гигиены труда и мер предосторожности, которые
обязаны применять работодатели и надомники.
По мере возможности, эти основные положения
должны переводиться на языки, которыми владеют
надомники.
20. В обязанности работодателей должно входить:
a) информирование надомников обо всех опасностях,
связанных с их работой, которые известны или
должны быть известны работодателю, и о мерах
предосторожности, которые надо принять, и обучение
их надлежащим образом, в случае необходимости;
b) обеспечение, чтобы предоставляемые надомникам
машины, инструменты или другое оборудование
имели соответствующие защитные приспособления,
и принятие разумных мер, обеспечивающих их надлежащее
техническое обслуживание; и
c) предоставление надомникам бесплатно всех
необходимых средств индивидуальной защиты.
21. В обязанности надомников должно входить:
a) выполнение предписанных мер по безопасности
и гигиене труда;
b) принятие разумных мер предосторожности в
отношении собственной безопасности и здоровья,
а также безопасности и здоровья других лиц,
которые могут пострадать в результате их действий
или просчетов в работе, включая правильное использование
материалов, машин, инструментов и другого оборудования,
предоставленных в их распоряжение.
22. 1) Надомник, отказывающийся выполнять работу,
которая, если он имеет достаточно веские основания
считать, представляет непосредственную и серьезную
угрозу для его безопасности или здоровья, должен
быть защищен от несправедливых последствий посредством
мер, соответствующих национальным условиям и
практике. Надомник должен незамедлительно сообщить
работодателю об этой ситуации.
2) Если по определению инспектора труда или
другого должностного лица, ведающего вопросами
охраны труда, возникает непосредственная серьезная
угроза для жизни или здоровья надомника, его
семьи или населения, то продолжение работы на
дому должно запрещаться до тех пор, пока не
будут приняты надлежащие меры для исправления
положения.
VIII.
Продолжительность рабочего времени, периодов
отдыха и отпуска
23. Срок, установленный для выполнения рабочего
задания, не должен лишать надомника возможности
пользоваться ежедневным или еженедельным отдыхом,
сравнимым с тем, которым пользуются другие работники.
24. Национальное законодательство должно устанавливать
условия, при которых надомникам предоставляются
права, которыми пользуются другие работники,
в виде оплачиваемых государственных праздничных
дней, ежегодных оплачиваемых отпусков и оплачиваемого
отпуска по болезни.
IX.
Социальное обеспечение и защита материнства
25. Система социального обеспечения должна
распространяться на надомников. Это может обеспечиваться
посредством:
a) включения надомников в сферу применения действующих
положений по социальному обеспечению;
b) приспособления систем социального обеспечения,
с тем чтобы они распространялись на надомников;
или
c) создания специальных систем или фондов для
надомников.
26. Национальное законодательство в области
защиты материнства должно применяться к надомникам.
X.
Защита в случае прекращения трудовых отношений
27. Надомники должны пользоваться такой же
защитой, какой пользуются другие работники в
отношении прекращения трудовых отношений.
ХI.
Урегулирование споров
28. Компетентный орган должен обеспечить наличие
механизмов урегулирования споров между надомником
и работодателем или любым посредником, которого
использует работодатель.
ХII.
Программы, касающиеся надомного труда
29. 1) Каждое государство-член должно в сотрудничестве
с организациями работодателей и работников оказывать
содействие и поддержку программам, которые:
a) информируют надомников об их правах и той
помощи, которой они могут пользоваться;
b) привлекают внимание организаций работодателей
и работников, неправительственных организаций
и общественности в целом к связанным с надомным
трудом проблемам;
c) облегчают объединение надомников в организации
по их собственному выбору, включая кооперативы;
d) обеспечивают получение надомниками профессиональной
подготовки с целью повышения их квалификации
(включая нетрадиционные специальности, навыки
управления и ведения переговоров), производительности
труда, расширения возможностей трудоустройства
и способности заниматься приносящей доход деятельностью;
e) обеспечивают такую профессиональную подготовку,
которая проводится, по возможности, в непосредственной
близости от места проживания работников и не
требует выполнения ненужных формальных условий;
f) повышают уровень безопасности надомников
и уровень охраны их здоровья, облегчая для них
доступ к оборудованию, инструментам, сырью и
другим необходимым материалам, которые безопасны
и имеют хорошее качество;
g) облегчают создание центров и сетей организаций
для надомников с целью предоставления им информации
и услуг и уменьшения их изоляции;
h) облегчают доступ к кредитам, улучшение жилищных
условий и пользование детскими учреждениями;
и
i) способствуют признанию надомного труда как
ценного трудового опыта.
2) Следует обеспечить доступ к этим программам
надомникам в сельских районах.
3) Следует принять конкретные программы, нацеленные
на искоренение детского труда в надомном труде.
ХIII.
Доступ к информации
30. По мере практической осуществимости информация,
касающаяся прав и защиты надомников и обязательств
работодателей в отношении надомников, а также
программ, указанных в пункте 29, должна предоставляться
на языках, которыми владеют надомники. |