Рекомендация Международной Организации
Труда от 20 июня 1983 г. N 168
о профессиональной реабилитации и занятости
инвалидов
Генеральная конференция Международной
организации труда,
созванная в Женеве Административным советом
Международного бюро труда и собравшаяся 1
июня 1983 года на 69-ю сессию,
принимая к сведению существующие международные
нормы, содержащиеся в Рекомендации 1955 года
о переквалификации инвалидов,
отмечая, что со времени принятия Рекомендации
1955 года о переквалификации инвалидов произошли
значительные изменения в понимании реабилитационных
потребностей, в охвате и организации служб
реабилитации, а также в законодательстве и
практике многих государств-членов по вопросам,
входящим в сферу действия упомянутой Рекомендации,
учитывая, что 1981 год был провозглашен Генеральной
Ассамблеей Организации Объединенных Наций
Международным годом инвалидов под лозунгом
"Полное участие и равенство" и что
всеобъемлющая Всемирная программа действий
в отношении инвалидов должна проводить эффективные
меры на международном и национальном уровнях
по осуществлению целей "полного участия"
инвалидов в социальной жизни и развитии, а
также "равенства",
считая, что эти изменения обусловили целесообразность
принятия новых международных норм по этому
вопросу, которые особо принимали бы во внимание
необходимость обеспечить равенство обращения
и возможностей для всех категорий инвалидов
как в сельских, так и в городских районах,
в занятости и социальной интеграции,
постановив принять ряд предложений по профессиональной
реабилитации, что является пунктом 4 повестки
дня сессии,
решив придать этим предложениям форму рекомендации,
дополняющей Конвенцию 1983 года о профессиональной
реабилитации инвалидов и Рекомендацию 1955
года о переквалификации инвалидов,
принимает 20 июня 1983 года следующую рекомендацию,
которая будет называться Рекомендацией 1983
года о профессиональной реабилитации и занятости
инвалидов.
I.
Определения и сфера применения
1. Государствам-членам, применяя
положения настоящей Рекомендации, а также
Рекомендации 1955 года о переквалификации
инвалидов, термин "инвалид"
следует рассматривать как определение, распространяющееся
на лиц, возможности которых получать и сохранять
подходящую работу и продвигаться по службе
значительно ограничены в связи с надлежащим
образом подтвержденным физическим или психическим
дефектом.
2. Государствам-членам, применяя настоящую
Рекомендацию, а также Рекомендацию 1955 года
о переквалификации инвалидов, следует считать
целью профессиональной реабилитации, как это
определено в последней Рекомендации, обеспечение
инвалидам возможности получать и сохранять
подходящую для них работу и продвигаться по
службе, способствуя тем самым их социальной
интеграции или реинтеграции.
3. Положения настоящей Рекомендации должны
применяться государствами-членами посредством
мер, которые соответствуют национальным условиям
и не противоречат национальной практике.
4. Меры по профессиональной реабилитации должны
распространяться на все категории инвалидов.
5. При планировании и предоставлении услуг
в области профессиональной реабилитации и
трудоустройства инвалидов следует, насколько
это возможно, использовать и приспосабливать
для инвалидов существующие для трудящихся
в целом службы профессиональной ориентации,
профессиональной подготовки, трудоустройства,
занятости и связанные с ними службы.
6. Профессиональная реабилитация должна начинаться
по возможности на более раннем этапе. С этой
целью системы здравоохранения и другие органы,
отвечающие за медицинскую и социальную реабилитацию,
должны регулярно сотрудничать с органами,
отвечающими за профессиональную реабилитацию.
II.
Профессиональная реабилитация и возможности
занятости инвалидов
7. Трудящиеся инвалиды должны
пользоваться равенством возможностей и обращения
в отношении обеспечения реальности получения
работы, сохранения ее и продвижения по службе,
которая там, где это возможно, отвечает их
личному выбору и индивидуальному соответствию
ей.
8. При организации профессиональной реабилитации
и оказании содействия инвалидам в трудоустройстве
следует соблюдать принцип равенства обращения
и возможностей для трудящихся мужчин и женщин.
9. Специальные позитивные меры, направленные
на обеспечение подлинного равенства обращения
и возможностей для инвалидов и других трудящихся,
не должны считаться дискриминационными в отношении
других трудящихся.
10. Следует принимать меры содействия занятости
инвалидов, соответствующие нормам занятости
и заработной платы, которые применяются к
трудящимся в целом.
11. Такие меры, в дополнение к перечисленным
в разделе VII Рекомендации 1955 года о переквалификации
инвалидов, должны включать:
a) соответствующие меры по созданию возможностей
трудоустройства на свободном рынке труда,
в том числе финансовое стимулирование предпринимателей
для поощрения их деятельности по организации
профессионального обучения и последующей занятости
инвалидов, а также по разумному приспособлению
рабочих мест, трудовых операций, инструментов,
оборудования и организации труда, чтобы облегчить
такое обучение и занятость инвалидов;
b) оказание правительством соответствующей
помощи в создании различных видов специализированных
предприятий для инвалидов, которые не имеют
реальной возможности получить работу на неспециализированных
предприятиях;
c) поощрение сотрудничества специализированных
и производственных мастерских в вопросах организации
и управления с тем, чтобы улучшить положение
в области занятости работающих на них инвалидов
и по возможности помочь подготовить их к работе
в обычных условиях;
d) оказание правительством соответствующей
помощи службам профессионального обучения,
профессиональной ориентации, специализированных
предприятий и трудоустройства инвалидов, руководимым
неправительственными организациями;
e) содействие созданию и развитию кооперативов
инвалидами и для инвалидов, в которых, если
это целесообразно, могут участвовать трудящиеся
в целом;
f) оказание правительством соответствующей
помощи в создании и развитии инвалидами и
для инвалидов (и, если это целесообразно,
для трудящихся в целом) мелких промышленных
предприятий, кооперативных и других видов
производственных мастерских при условии, что
такие мастерские отвечают установленным минимальным
нормам;
g) устранение, если необходимо поэтапно, естественных,
коммуникационных и архитектурных преград и
помех, препятствующих проезду, доступу и свободному
передвижению в помещениях, предназначенных
для профессионального обучения и труда инвалидов;
следует учитывать соответствующие нормы в
новых общественных зданиях и оборудовании;
h) там, где это возможно и целесообразно,
содействие развитию соответствующих потребностям
инвалидов средств транспорта, доставляющих
их к местам и из мест реабилитации и работы;
i) поощрение распространения информации о
примерах фактической и успешной трудовой интеграции
инвалидов;
j) освобождение от внутренних налогов или
любых других внутренних сборов, которыми облагаются
при импорте или впоследствии определенные
товары, учебные материалы и оборудование,
необходимые для реабилитационных центров,
производственных мастерских, предпринимателей
и инвалидов, а также определенные приспособления
и аппараты, необходимые для содействия инвалидам
в получении и сохранении работы;
k) обеспечение занятости на условиях неполного
рабочего времени и другие меры в области труда
в соответствии с индивидуальными свойствами
инвалидов, которые в настоящее время, а также
когда-либо в будущем практически не смогут
получить работу на условиях полного рабочего
времени;
l) проведение исследований и возможное применение
их результатов к различным видам инвалидности
в целях содействия участию инвалидов в обычной
трудовой жизни;
m) оказание правительством соответствующей
помощи, чтобы исключить потенциальную возможность
эксплуатации в рамках профессионального обучения
и специализированных предприятий и содействовать
переходу на свободный рынок труда.
12. При разработке программ трудовой и социальной
интеграции или реинтеграции инвалидов следует
учитывать все формы профессиональной подготовки;
они должны включать, где это необходимо и
целесообразно, профессиональную подготовку
и обучение, модульное обучение, бытовую реабилитацию,
обучение грамоте и другие связанные с профессиональной
реабилитацией области.
13. Для обеспечения нормальной трудовой и,
следовательно, социальной интеграции или реинтеграции
инвалидов необходимо также принимать во внимание
специальные меры помощи, в том числе предоставление
приспособлений, аппаратов и оказание других
индивидуальных услуг, позволяющих инвалидам
получать и сохранять подходящую для них работу
и продвигаться по службе.
14. Необходимо осуществлять наблюдение за
мерами по профессиональной реабилитации инвалидов
с тем, чтобы оценивать результаты таких мер.
III.
Проведение мероприятий на местном уровне
15. Как в городских, так и в
сельских районах и в отдаленных местностях
необходимо организовывать службы профессиональной
реабилитации и осуществлять их работу по возможности
при более полном участии общественности, особенно
при участии представителей организаций предпринимателей,
организаций трудящихся и организаций инвалидов.
16. Проведению мероприятий по организации
служб профессиональной реабилитации инвалидов
на местном уровне необходимо содействовать
посредством тщательно разработанных мер общественной
информации с целью:
a) информирования инвалидов и, при необходимости,
их семей об их правах и возможностях в области
занятости;
b) преодоления предубеждений, дезинформации
и неблагоприятного отношения к занятости инвалидов
и к их социальной интеграции или реинтеграции.
17. Руководители на местах или местные группы,
в том числе сами инвалиды и их организации,
должны сотрудничать с органами здравоохранения,
социального обеспечения, образования, с органами
по труду и другими соответствующими правительственными
органами в деле определения потребностей инвалидов
данного района и обеспечения того, чтобы инвалиды,
когда это возможно, принимали участие в общедоступных
видах деятельности и услугах.
18. Службы профессиональной реабилитации и
трудоустройства инвалидов должны быть составной
частью развития данной местности и по мере
необходимости получать финансовую, материальную
и техническую помощь.
19. Необходимо официальное признание добровольных
организаций, которые наиболее хорошо зарекомендовали
себя в деле оказания услуг в области профессиональной
реабилитации и в предоставлении инвалидам
возможности трудовой и социальной интеграции
или реинтеграции.
IV.
Профессиональная реабилитация в сельских районах
20. Необходимо принимать особые
меры, чтобы обеспечить оказание инвалидам
сельских районов и отдаленных местностей услуг
в области профессиональной реабилитации на
том же уровне и на тех же условиях, что и
в городских районах. Развитие таких услуг
должно быть составной частью национальной
политики развития сельских районов.
21. С этой целью необходимо, где это целесообразно,
принимать меры, чтобы:
a) назначать существующие службы профессиональной
реабилитации в сельских районах или, в случае
их отсутствия, назначать службы профессиональной
реабилитации в городских районах в качестве
центров подготовки для сельских районов кадров
системы реабилитации;
b) создавать передвижные службы профессиональной
реабилитации, обслуживающие инвалидов сельских
районов и являющиеся центрами распространения
информации о возможностях профессиональной
подготовки и занятости инвалидов в сельских
районах;
c) обучать работников программ сельского и
местного развития методике профессиональной
реабилитации;
d) предоставлять ссуды, дотации или инструменты
и материалы, чтобы помочь инвалидам сельских
районов создавать кооперативы и управлять
ими или самостоятельно заниматься ремеслами,
кустарной или сельскохозяйственной либо иной
деятельностью;
e) включать помощь инвалидам в осуществляемую
или планируемую общую деятельность по развитию
сельских районов;
f) содействовать инвалидам в том, чтобы их
жилье находилось на разумном расстоянии от
места работы.
V.
Подготовка кадров
22. Помимо специально подготовленных
консультантов и специалистов по профессиональной
реабилитации, все другие лица, занимающиеся
профессиональной реабилитацией инвалидов и
развитием возможностей в области занятости,
должны получать профессиональную подготовку
или быть ориентированы в вопросах реабилитации.
23. Лицам, занимающимся профессиональной ориентацией,
профессиональным обучением и трудоустройством
трудящихся в целом, следует иметь необходимые
знания о физических и психических дефектах
и их ограничивающем влиянии, а также сведения
о существующих вспомогательных службах, чтобы
облегчить активную экономическую и социальную
интеграцию инвалидов. Этим лицам необходимо
предоставлять возможности для приведения их
знаний в соответствие с новыми требованиями
времени и для накопления опыта в этих областях.
24. Подготовка, квалификация и оплата труда
персонала, занятого профессиональной реабилитацией
и обучением инвалидов, должны соответствовать
подготовке, квалификации и оплате труда лиц,
занятых общим профессиональным обучением и
выполняющих аналогичные задачи и обязанности;
возможности продвижения по службе должны соответствовать
возможностям обеих групп специалистов, и следует
поощрять переход кадров из системы профессиональной
реабилитации в систему общего профессионального
обучения и наоборот.
25. Персонал системы профессиональной реабилитации,
специализированных и производственных предприятий
должен получать, в рамках его общей подготовки
и по мере необходимости, подготовку в области
управления производством, производственной
технологии и сбыта.
26. В случаях, когда отсутствует достаточное
число прошедших полную подготовку сотрудников
системы реабилитации, следует рассмотреть
возможность принятия мер по набору и подготовке
ассистентов и вспомогательного персонала по
профессиональной реабилитации. Эти ассистенты
и вспомогательный персонал не должны постоянно
использоваться вместо прошедших полную подготовку
специалистов. По мере возможности следует
предусмотреть повышение квалификации этого
персонала, чтобы в полной мере включить его
в число сотрудников, получивших подготовку.
27. В случае необходимости следует поощрять
создание региональных и субрегиональных центров
подготовки кадров профессиональной реабилитации.
28. Лица, занятые профессиональной ориентацией
и обучением, трудоустройством инвалидов и
оказанием им помощи в работе, должны иметь
надлежащую подготовку и опыт, чтобы выявлять
мотивационные проблемы и трудности, которые
могут испытывать инвалиды, и в пределах своей
компетенции учитывать вытекающие отсюда потребности.
29. В случае необходимости следует принимать
меры, чтобы поощрять инвалидов к обучению
специальностям, связанным с профессиональной
реабилитацией, и содействовать получению ими
работы в этой области.
30. Следует проводить с инвалидами и их организациями
консультации по вопросам разработки, осуществления
и оценки программ подготовки кадров для системы
профессиональной реабилитации.
VI.
Вклад организаций предпринимателей и организаций
трудящихся в развитие служб профессиональной
реабилитации
31. Организации предпринимателей
и трудящихся должны проводить политику содействия
профессиональной подготовке и обеспечения
инвалидов подходящей работой на основе равенства
с другими трудящимися.
32. Организации предпринимателей и трудящихся
совместно с инвалидами и их организациями
должны иметь возможность содействовать разработке
политики, касающейся организации и развития
служб профессиональной реабилитации, а также
проведению исследований и внесению законодательных
предложений в этой области.
33. Там, где это возможно и целесообразно,
представителей организаций предпринимателей,
организаций трудящихся и организаций инвалидов
следует включать в состав советов и комитетов
используемых инвалидами центров профессиональной
реабилитации и профессионального обучения,
которые принимают решения по общим и техническим
вопросам, с тем чтобы обеспечить соответствие
программ профессиональной реабилитации потребностям
различных отраслей экономики.
34. Там, где это возможно и целесообразно,
представителям предпринимателей и трудящихся
на предприятии следует сотрудничать с соответствующими
специалистами в деле рассмотрения возможностей
профессиональной реабилитации и перераспределения
работы инвалидов, занятых на данном предприятии,
и предоставления работы другим инвалидам.
35. Там, где это возможно и целесообразно,
необходимо поощрять предприятия к созданию
или содержанию в тесном сотрудничестве с местными
и другими службами реабилитации собственных
служб профессиональной реабилитации, в том
числе различных видов специализированных предприятий.
36. Там, где это возможно и целесообразно,
организации предпринимателей должны принимать
меры для того, чтобы:
a) консультировать своих членов по вопросам
услуг в области профессиональной реабилитации,
которые могут быть оказаны трудящимся инвалидам;
b) сотрудничать с органами и учреждениями,
содействующими активной трудовой реинтеграции
инвалидов, информируя их, например, об условиях
труда и профессиональных требованиях, которым
должны удовлетворять инвалиды;
c) консультировать своих членов по вопросам
изменений, которые могут быть осуществлены
в отношении трудящихся инвалидов, в основных
обязанностях или требованиях, предъявляемых
к соответствующим видам работы;
d) рекомендовать своим членам изучать возможные
последствия реорганизации методов производства,
чтобы они не приводили к непреднамеренному
лишению инвалидов работы.
37. Там, где это возможно и целесообразно,
организациям трудящихся необходимо принимать
меры для того, чтобы:
a) содействовать участию трудящихся инвалидов
в обсуждениях непосредственно по месту работы
и в советах предприятия или в любом другом
представляющем трудящихся органе;
b) предлагать основные направления профессиональной
реабилитации и защиты трудящихся, ставших
инвалидами в результате заболевания или несчастного
случая на производстве или в быту, и включать
такие принципы в коллективные договоры, правила,
арбитражные решения или другие соответствующие
акты;
c) консультировать по мероприятиям, осуществляемым
на рабочем месте и касающимся трудящихся инвалидов,
в том числе по адаптации трудовых заданий,
специальной организации труда, определению
профессиональной пригодности и занятости и
установлению норм выработки;
d) поднимать проблемы профессиональной реабилитации
и занятости инвалидов на профсоюзных совещаниях
и информировать своих членов через публикации
и семинары о проблемах и возможностях профессиональной
реабилитации и занятости инвалидов.
VII.
Вклад инвалидов и их организаций в развитие
служб профессиональной реабилитации
38. Помимо участия инвалидов,
их представителей и организаций в деятельности
по реабилитации, указанного в пунктах 15,
17, 30, 32 и 33 настоящей Рекомендации, меры
по привлечению инвалидов и их организаций
к развитию служб профессиональной реабилитации
должны включать:
a) поощрение участия инвалидов и их организаций
в развитии деятельности на местном уровне,
направленной на профессиональную реабилитацию
инвалидов в целях содействия их занятости
или их социальной интеграции или реинтеграции;
b) оказание правительством соответствующей
поддержки развитию организаций инвалидов и
по делам инвалидов и их участию в службах
профессиональной реабилитации и занятости,
в том числе поддержки по обеспечению программ
подготовки для инвалидов в области их социального
самоутверждения;
c) оказание правительством соответствующей
поддержки этим организациям в деле осуществления
программ просвещения общественности, цель
которых создавать положительное представление
о способностях инвалидов.
VIII.
Профессиональная реабилитация в рамках систем
социального обеспечения
39. Применяя положения настоящей
Рекомендации, государства-члены должны также
руководствоваться положениями статьи 35 Конвенции
1952 года о минимальных нормах социального
обеспечения, положениями статьи 26 Конвенции
1964 года о пособиях в случаях производственного
травматизма и положениями статьи 13 Конвенции
1967 года о пособиях по инвалидности, по старости
и в случае потери кормильца в той мере, в
какой они не связаны обязательствами, вытекающими
из ратификации этих актов.
40. Там, где это возможно и целесообразно,
системы социального обеспечения должны предусматривать
или содействовать организаций, развитию и
финансированию программ профессионального
обучения, трудоустройства и занятости (в том
числе трудоустройства на специализированных
предприятиях) и служб профессиональной реабилитации
инвалидов, включая консультации по реабилитации.
41. Эти системы должны также предусматривать
стимулирование инвалидов к поискам работы
и меры, содействующие их постепенному переходу
на свободный рынок труда.
IX.
Координация
42. Необходимо принимать меры
для обеспечения, насколько это практически
осуществимо, того, чтобы политика и программы
профессиональной реабилитации были скоординированы
с политикой и программами социально-экономического
развития (включая научные исследования и передовую
технологию), влияющими на управление трудом,
на общую политику в области занятости, на
содействие занятости, профессиональное обучение,
социальную интеграцию, социальное обеспечение,
кооперативы, развитие сельских районов, мелкую
промышленность и ремесла, безопасность и гигиену
труда, на адаптацию методов и организации
труда к потребностям личности и на улучшение
условий труда. |