Протокол
Международной организации труда от 22 июня
1995 г.
к Конвенции 1947 года об инспекции труда
Генеральная конференция Международной организации
труда, созванная в Женеве Административным
советом Международного бюро труда и собравшаяся
6 июня 1995 года на свою 82-ю сессию, принимая
во внимание, что положения Конвенции 1947
года об инспекции труда применяются только
к промышленным и торговым предприятиям,
принимая во внимание, что положения Конвенции
1969 года об инспекции труда в сельском
хозяйстве применяются к коммерческим и некоммерческим
сельскохозяйственным предприятиям,
принимая во внимание, что положения Конвенции
1981 года о безопасности и гигиене труда
применяются ко всем отраслям экономической
деятельности, включая государственную службу,
учитывая все риски, которым могут подвергаться
трудящиеся в секторе некоммерческих услуг,
и необходимость обеспечения того, чтобы
на этот сектор распространялась та же или
в равной степени эффективная и беспристрастная
система инспекции труда, как та, которая
предусмотрена в Конвенции 1947 года об инспекции
труда, постановив принять ряд предложений,
касающихся деятельности в секторе некоммерческих
услуг, что является шестым пунктом повестки
дня сессии,
решив придать этим предложениям форму Протокола
к Конвенции 1947 года об инспекции труда,
принимает сего двадцать второго дня июня
месяца одна тысяча девятьсот девяносто пятого
года следующий Протокол, который может именоваться
Протоколом 1995 года к Конвенции 1947 года
об инспекции труда.
Раздел
I. Сфера действия, определение и применение
Статья
1
1. Каждое государство-член, которое ратифицирует
настоящий Протокол, обязуется распространить
применение положений Конвенции 1947 года
об инспекции труда (впоследствии именуемой
"Конвенция")
на деятельность в секторе некоммерческих
служб.
2. Термин "деятельность в секторе некоммерческих
служб" означает деятельность, осуществляемую
на предприятиях и в организациях всех категорий,
которые не рассматриваются как промышленные
или торговые применительно к Конвенции.
3. Настоящий Протокол применяется ко всем
тем предприятиям и организациям, которые
еще не охватываются сферой действия Конвенции.
Статья
2
1. Государство-член, ратифицирующее настоящий
Протокол, может посредством декларации,
прилагаемой к ратификационной грамоте, полностью
или частично исключить из сферы его действия:
а) важнейшие национальные (федеральные)
органы государственной администрации;
б) вооруженные силы, включая как военнослужащих,
так и гражданский персонал;
с) полицию и другие органы общественной
безопасности;
д) исправительные учреждения, включая как
персонал тюрем, так и заключенных, занятых
выполнением работ; если применение Конвенции
к любой из этих категорий может вызвать
особые проблемы существенного характера.
2. Государство-член, до того как оно воспользуется
предоставленной в пункте 1 возможностью,
проводит консультации с наиболее представительными
организациями предпринимателей и трудящихся
или, в случае отсутствия таких организаций,
с представителями заинтересованных предпринимателей
и трудящихся.
3. Государство-член, сделавшее декларацию
в соответствии с пунктом 1, должно в первом
после ратификации настоящего Протокола докладе
о применении Конвенции, представляемом в
соответствии со статьей 22 Устава Международной
организации труда, указать причины исключения
и, по мере возможности, предусмотреть проведение
альтернативных инспекционных мероприятий
в отношении всех исключенных таким образом
объектов. В последующих докладах оно должно
указать все меры, которые могли быть приняты
с целью распространения на них положений
Протокола.
4. Государство-член, сделавшее декларацию
в соответствии с пунктом 1, может в любое
время изменить ее содержание или отменить
ее посредством последующей декларации в
соответствии с положениями настоящей статьи.
Статья
3
1. Положения настоящего Протокола применяются
посредством национального законодательства
или иными средствами в соответствии с национальной
практикой.
2. Меры, принимаемые с целью применения
настоящего Протокола, разрабатываются в
процессе консультаций с наиболее представительными
организациями предпринимателей и трудящихся
или, в случае отсутствия таких организаций,
с представителями заинтересованных предпринимателей
и трудящихся.
Раздел
II. Особый порядок
Статья
4
1. Государство-член может вводить особый
порядок проведения инспекции рабочих мест
в важнейших национальных (федеральных) органах
государственной администрации, в вооруженных
силах, в полиции и в других органах общественной
безопасности, а также в исправительных учреждениях,
с тем чтобы регулировать полномочия инспекторов
труда, как они предусмотрены в статье 12
Конвенции, в отношении:
а) доступа только для инспекторов, получивших
заблаговременно соответствующий допуск;
б) проведения инспекции в назначенное время;
с) полномочия требовать предъявления конфиденциальных
документов;
д) выноса конфиденциальных документов из
помещений;
е) взятия и анализа проб материалов и веществ.
2. Государство-член может также вводить
особый порядок проведения инспекции рабочих
мест в вооруженных силах и полиции и других
органах общественной безопасности в целях
установления одного или нескольких из нижеследующих
ограничений полномочий инспекторов труда:
а) ограничение на проведение инспекции во
время маневров или учений;
б) ограничение или запрет на проведение
инспекции частей, находящихся на передней
линии или в период активных действий;
с) ограничение или запрет на проведение
инспекции во время объявленных периодов
напряженности;
д) ограничение на проведение инспекции в
отношении транспортировки взрывчатых веществ
и вооружений в военных целях.
3. Государство-член может также вводить
особый порядок проведения инспекции рабочих
мест в исправительных учреждениях в целях
установления ограничений инспектирования
во время объявленных периодов напряженности.
4. До того как государство-член воспользуется
особым порядком, возможность которого предусмотрена
в пунктах 1, 2 и 3, оно должно провести
консультации с наиболее представительными
организациями предпринимателей и трудящихся
или, в случае отсутствия таких организаций,
с представителями заинтересованных предпринимателей
и трудящихся.
Статья
5
Государство-член может вводить особый порядок
проведения инспекции рабочих мест в пожарных
и других спасательных службах в целях установления
ограничений инспектирования во время тушения
пожара или в ходе спасательных или иных
операций чрезвычайного характера. В таких
случаях органы инспекции труда проводят
изучение хода таких операций периодически
и после каждого крупного происшествия.
Статья
6
Органы инспекции труда должны иметь возможность
давать рекомендации в связи с разработкой
эффективных мер по сведению до минимума
рисков, возникающих в ходе профессиональной
подготовки к выполнению потенциально опасной
работы, и участвовать в контроле за проведением
таких мер.
Раздел
III. Заключительные положения
Статья
7
1. Государство-член может ратифицировать
настоящий Протокол одновременно с ратификацией
Конвенции или в любое время после ее ратификации,
направив Генеральному директору Международного
бюро труда для регистрации официальную грамоту
о ратификации настоящего Протокола.
2. Протокол вступает в силу через 12 месяцев
после даты регистрации Генеральным директором
ратификационных грамот двух членов Организации.
Впоследствии настоящий Протокол вступит
в силу для каждого государства-члена Организации
через 12 месяцев после даты регистрации
Генеральным директором его ратификационной
грамоты и Конвенция затем приобретает для
соответствующего государства-члена обязательную
силу со статьями 1 - 6 настоящего Протокола.
Статья
8
1. Каждый член Организации, ратифицировавший
настоящий Протокол, по истечении десяти
лет со дня его первоначального вступления
в силу может денонсировать его заявлением
о денонсации, направленным Генеральному
директору Международного бюро труда для
регистрации. Денонсация вступит в силу через
год после даты ее регистрации.
2. Для каждого члена Организации, который
ратифицировал настоящий Протокол и в годичный
срок по истечении указанных в предыдущем
пункте десяти лет не воспользовался предусмотренным
в настоящей статье правом на денонсацию.
Протокол будет оставаться в силе на следующие
десять лет, и впоследствии он сможет денонсировать
его по истечении каждого десятилетия в порядке,
предусмотренном в настоящей статье.
Статья
9
1. Генеральный директор Международного
бюро труда извещает всех членов Международной
организации труда о регистрации всех ратификационных
грамот и заявлений о денонсации, направленных
ему членами Организации.
2. Извещая членов Организации о регистрации
полученной им второй ратификационной грамоты.
Генеральный директор обращает их внимание
на дату вступления в силу настоящего Протокола.
3. Генеральный директор Международного бюро
труда направляет Генеральному секретарю
Организации Объединенных Наций для регистрации
в соответствии со статьей 102 Устава Организации
Объединенных Наций исчерпывающие сведения
о всех ратификационных грамотах и заявлениях
о денонсации настоящего Протокола.
Статья
10
Английский и французский тексты настоящего
Протокола имеют одинаковую силу.