Рекомендация
Международной Организации Труда от 15 июня
1927 г. N 29
об общих принципах страхования по болезни
Генеральная Конференция Международной Организации
Труда, созванная в Женеве Административным
Советом Международного Бюро Труда и собравшаяся
25 мая 1927 года на свою десятую сессию,
постановив принять ряд предложений о принципах
страхования по болезни, что является первым
пунктом повестки дня сессии, решив придать
этим предложениям форму рекомендации, принимает
сего пятнадцатого дня июня месяца тысяча
девятьсот двадцать седьмого года нижеследующую
Рекомендацию, которая может именоваться
Рекомендацией 1927 года о страховании по
болезни и которая подлежит представлению
Членам Международной Организации Труда для
рассмотрения с целью проведения ее в жизнь
посредством законодательства каждой страны
или другим путем в соответствии с положениями
Устава Международной Организации Труда:
принимая во внимание, что поддержание рабочей
силы здоровой и энергичной имеет важное
значение не только для самих трудящихся,
но также и для всякого коллектива, желающего
развивать свои производственные возможности,
принимая во внимание, что этого развития
можно достигнуть только путем постоянного
и систематического применения предупредительных
мер для того, чтобы избежать или компенсировать
всякую потерю производительности труда трудящихся,
принимая во внимание, что лучшей предупредительной
мерой для этой цели является создание системы
социального страхования, которая предоставляет
тем лицам, к которым она применяется, четко
определенные права,
Генеральная Конференция Международной Организации
Труда, приняв Конвенции, касающиеся, с одной
стороны, страхования по болезни трудящихся
промышленных и торговых предприятий и домашней
прислуги и, с другой стороны, страхования
по болезни трудящихся сельского хозяйства
и устанавливающие минимальные условия, которым
должна удовлетворять с самого начала всякая
система страхования по болезни, и
считая, что в целях передачи уже приобретенного
опыта в распоряжение Членов Организации
для оказания им помощи в создании и усовершенствовании
своих учреждений страхования по болезни
желательно указать ряд общих принципов,
которые, как это показывает практика, являются
наилучшими для содействия справедливой,
эффективной и надлежащей организации страхования
по болезни,
рекомендует, чтобы каждый Член Организации
учитывал нижеследующие принципы и правила:
I.
Сфера применения
1. Страхование по болезни должно охватывать
без какой бы то ни было дискриминации по
признакам возраста или пола всех лиц, которые
выполняют работу в качестве своей профессии
и согласно трудовому договору или договору
об ученичестве.
2. Если, однако, представляется целесообразным
установить возрастные ограничения по той
причине, что трудящиеся, старше или моложе
установленного возраста, уже пользуются
защитой посредством закона или другим путем,
то такие возрастные ограничения не должны
исключать молодых людей, которые обычно
не могут рассматриваться как находящиеся
на иждивении своей семьи, или трудящихся,
не достигших возраста получения пенсии по
старости; и
если делаются исключения в отношении трудящихся,
заработок или доход которых превышает определенную
сумму, такие исключения должны применяться
только в отношении тех трудящихся, заработок
или доход которых позволяет с достаточным
основанием ожидать от них собственного обеспечения
в случае болезни.
II.
Пособия
А.
Денежные пособия
3. Для обеспечения того, чтобы застрахованное
лицо, временно утратившее трудоспособность
из-за болезни, могло как можно скорее восстановить
свое здоровье, денежное пособие, представляющее
собой компенсацию за утраченную заработную
плату, должно быть достаточного размера.
С этой целью предусмотренный законом размер
пособия должен обыкновенно устанавливаться
в соответствии с обычной заработной платой,
принимаемой в расчет для обязательного страхования,
и должен составлять значительную часть такой
заработной платы с учетом семейных обязанностей
данного лица; однако в тех странах, где
трудящиеся имеют достаточные возможности,
которые они привыкли использовать для обеспечения
себе дополнительного дохода другими средствами,
может быть уместным установление единообразного
размера пособия независимо от заработной
платы.
4. Предусмотренное законом пособие должно
выплачиваться по крайней мере за первые
двадцать шесть недель нетрудоспособности,
считая с первого дня, с которого пособие
подлежит выплате; однако период, за который
должно выплачиваться пособие, должен увеличиваться
до одного года в отношении серьезных и хронических
заболеваний, а также в отношении застрахованных
лиц, которые, исчерпав свои права на пособие
по болезни, не получают никакого пособия
по инвалидности.
5. Страховому учреждению, которое может
доказать, что оно находится в хорошем финансовом
положении, должно разрешаться:
а) увеличивать предусмотренный законом размер
пособия до определенных сумм либо для всех
застрахованных, либо для некоторых групп
таких лиц, в особенности для застрахованных
лиц, имеющих семейные обязанности;
b) увеличивать предусмотренный законом срок,
в течение которого пособие подлежит выплате.
6. В тех странах, где расходы на похороны
в соответствии с обычаем или законом не
покрываются за счет какой-либо другой системы
страхования, учреждения, ведающие страхованием
по болезни, должны, в случае смерти застрахованного
лица, выплачивать пособия на покрытие расходов
в связи с надлежащими похоронами; эти учреждения
должны также иметь право выплачивать такое
пособие на покрытие расходов на похороны
иждивенцев застрахованных лиц.
B.
Пособия натурой
7. С начала заболевания и пока этого требует
состояние здоровья застрахованного лица
последнему должно обеспечиваться лечение
квалифицированным врачом и снабжение в достаточном
количестве надлежащими медикаментами и лечебными
средствами; застрахованное лицо должно иметь
право на такую помощь бесплатно с начала
своей болезни и по крайней мере до истечения
установленного срока выплаты пособия по
болезни.
8. Кроме лечения квалифицированным врачом
и предоставления в достаточном количестве
надлежащих медикаментов и лечебных средств
застрахованному лицу должно предоставляться,
насколько это позволяют местные условия
и финансовое положение, обслуживание специалистами,
а также зубоврачебное обслуживание и лечение
в стационарном медицинском учреждении, если
необходимость в этом вызывается семейными
обстоятельствами или если его заболевание
требует такого вида лечения, которое может
проводиться только в больнице.
9. Во время нахождения застрахованного лица
в больнице страховое учреждение должно выплачивать
его иждивенцам полностью или частично пособие
по болезни, которое подлежало бы выплате
ему самому, если бы это лицо не находилось
в больнице.
10. С целью обеспечения хороших условий
для поддержания здоровья застрахованного
лица и его семьи членам семьи застрахованного
лица, проживающим в его доме и находящимся
на его иждивении, должна предоставляться
медицинская помощь, настолько это возможно
и осуществимо.
11. Страховым учреждениям должно предоставляться
право пользоваться на справедливых условиях
услугами необходимых им врачей.
В городских центрах и в рамках определенных
географических пределов застрахованное лицо
должно иметь право выбирать врача из числа
врачей, имеющихся в распоряжении страхового
учреждения, если это не влечет за собой
значительного увеличения расходов для страхового
учреждения,
C.
Профилактика заболеваний
12. Поскольку большинство болезней может
быть предотвращено, предполагается, что
внимательная профилактическая работа должна
предотвращать потери производительности
труда, давать возможность использовать для
других целей финансовые ресурсы, расходуемые
в связи с заболеваниями, которых можно избежать,
и содействовать материальному благополучию
и хорошему духовному и моральному состоянию
общества.
Система страхования по болезни должна содействовать
распространению среди трудящихся практики
применения правил гигиены. С ее помощью
должны проводиться профилактические меры,
которые должны охватывать возможно большее
количество лиц при появлении предварительных
симптомов заболевания. Эта система должна
быть способной содействовать предотвращению
распространения заболеваний и улучшению
здоровья населения страны в порядке проведения
общей работы по координации всех видов различной
деятельности, направленной к этой цели.
III.
Организация страхования
13. Деятельность страховых учреждений должна
осуществляться под наблюдением компетентных
государственных властей в соответствии с
принципами самоуправления и не должна иметь
целью извлечение прибыли. Поскольку именно
застрахованные лица наиболее непосредственно
заинтересованы в деятельности системы страхования,
они должны через выборных представителей,
играть важную роль в управлении системой
страхования.
14. Хорошая организация медицинского обслуживания
и, в особенности, эффективное предоставление
и использование медицинского оборудования,
воплощающего в себе результаты научного
прогресса, может быть лучше всего обеспечена,
за исключением некоторых особых условий,
путем сосредоточения деятельности по территориальному
принципу.
IV.
Финансовые средства
15. Финансовые средства для системы страхования
должны обеспечиваться взносами застрахованных
лиц и взносами предпринимателей. Совместно
созданные таким образом средства могут с
пользой дополняться из государственных фондов,
в особенности для целей улучшения здоровья
населения.
В целях обеспечения стабильности системы
страхования должны создаваться резервные
фонды, соответствующие особым условиям данной
системы.
V.
Разрешение споров
16. С целью быстрого разрешения споров
при небольших издержках споры между застрахованными
лицами и страховыми учреждениями относительно
пособий должны передаваться в специальные
суды, в состав которых входят судьи или
заседатели, хорошо знакомые с целями страхования
и с потребностями застрахованных лиц.
VI.
Исключение для малонаселенных территорий
17. Государства, которые по причине малой
плотности населения или недостаточности
средств сообщения не могут организовать
страхование по болезни в некоторых частях
своей территории, должны:
a) создавать в таких частях своей территории
санитарные службы, отвечающие местным условиям;
b) периодически проверять, удовлетворяют
ли части территории, ранее исключенные из
сферы применения системы обязательного страхования
по болезни, условиям, требуемым для введения
в них этой системы.
VII.
Моряки и морские рыбаки
18. Настоящая Рекомендация не применяется
к морякам и морским рыбакам.