Рекомендация
Международной организации труда от 30 октября
1970 г. N 142
о предупреждении производственных несчастных
случаев среди моряков
Генеральная Конференция Международной Организации
Труда, созванная в Женеве Административным
Советом Международного Бюро Труда и собравшаяся
14 октября 1970 года на свою пятьдесят пятую
сессию,
считая, что, хотя многое уже делается в
ряде стран в целях уменьшения числа производственных
несчастных случаев среди моряков, возможности
дальнейшего изучения несчастных случаев
и мер их предупреждения еще не исчерпаны
и, поэтому, желательно иметь международные
нормы, включающие соответствующую программу
деятельности в судоходстве,
постановив принять ряд предложений о предупреждении
несчастных случаев на борту судов в море
и портах, что является пятым пунктом повестки
дня сессии,
решив придать этим предложениям форму международной
рекомендации, дополняющей Конвенцию 1970
года о предупреждении несчастных случаев
среди моряков,
отмечая, что нижеследующие нормы были разработаны
в сотрудничестве с Межправительственной
морской консультативной организацией и что
было предложено продолжать сотрудничать
с этой Организацией в деле содействия и
обеспечения применения этих норм,
принимает сего тридцатого дня октября месяца
тысяча девятьсот семидесятого года нижеследующую
Рекомендацию, которая может именоваться
Рекомендацией 1970 года о предупреждении
несчастных случаев среди моряков:
1. Для целей настоящей Рекомендации:
a) термин "моряк"
охватывает всех лиц, занятых в любом качестве
на борту какого-либо судна (за исключением
военного судна), обычно используемого для
морского плавания;
b) термин "производственные
несчастные случаи"
охватывает несчастные случаи, происшедшие
с моряками во время работы или связанные
с ней.
2. При осуществлении пункта 3 статьи 2 Конвенции
1970 года о предупреждении несчастных случаев
(моряки) Члены Организации должны соответствующим
образом принимать во внимание любую международную
систему регистрации несчастных случаев среди
моряков, которая может быть разработана
Международной Организацией Труда.
3. В соответствии со статьей 3 Конвенции
1970 года о предупреждении несчастных случаев
(моряки) в число вопросов, которые должны
изучаться, могут быть включены:
a) рабочая среда, как-то: поверхности, на
которых выполняется работа, расположение
механизмов, средства доступа к ним и освещение,
а также методы труда;
b) частота несчастных случаев в различных
возрастных группах;
c) особые физиологические и психологические
проблемы, вызываемые средой на борту судна;
d) проблемы, возникающие в связи с физическим
напряжением на борту судна, в частности,
в результате повышения трудовой нагрузки;
e) проблемы, вызываемые техническими изменениями
и их влиянием на состав судовых экипажей;
f) проблемы, вызываемые любой человеческой
оплошностью, например, неосторожностью.
4. Члены Организации при разработке положений,
касающихся предупреждения несчастных случаев,
предусмотренных в статье 4 Конвенции 1970
года о предупреждении несчастных случаев
(моряки), должны учитывать соответствующим
образом любой свод практических правил,
касающийся техники безопасности и гигиены
труда моряков, который может быть опубликован
Международным Бюро Труда.
5. При применении статьи 5 Конвенции 1970
года о предупреждении несчастных случаев
(моряки) следует учитывать статьи 7 и 11
Конвенции 1963 года о снабжении машин защитными
приспособлениями и соответствующие положения
Рекомендации 1963 года о снабжении машин
защитными приспособлениями, согласно которым
обязанность выполнять требования о том,
что используемые машины должны иметь соответствующие
защитные приспособления и что не могут использоваться
машины без наличия защитных приспособлений,
лежит на работодателях; в то же время работник
не может использовать машины без наличия
на месте защитных приспособлений, которыми
они снабжены, и не может отключать эти защитные
приспособления.
6. 1) Функции комитетов и других органов,
упомянутых в пункте 3 статьи 8 Конвенции
1970 года о предупреждении несчастных случаев
(моряки), могли бы включать:
a) подготовку положений, правил и руководств
по предупреждению несчастных случаев;
b) организацию обучения и осуществления
программ по предупреждению несчастных случаев;
c) организацию пропаганды предупреждения
несчастных случаев, в том числе с помощью
кинофильмов, плакатов, объявлений и брошюр;
d) распространение литературы и информации
о предупреждении несчастных случаев таким
образом, чтобы они доходили до моряков на
борту судов.
2) Положения или рекомендации, принятые
соответствующими органами власти и организациями
страны или компетентными международными
морскими организациями, должны учитываться
теми, кто готовит тексты, касающиеся мер
по предупреждению несчастных случаев и/или
рекомендуемых практических мероприятий.
7. Учебные программы, упомянутые в статье
9 Конвенции 1970 года о предупреждении несчастных
случаев (моряки), должны периодически пересматриваться
и приводиться в соответствие с современным
положением, с учетом эволюции типов и размеров
судов и их оборудования, а также изменений
в составе, национальности и языке экипажей
и в организации труда на борту судов.
8. 1) Пропаганда предупреждения несчастных
случаев должна вестись постоянно.
2) Эта пропаганда может принимать следующие
формы:
a) учебные, короткометражные фильмы и диапозитивы,
предназначенные для использования в центрах
профессиональной подготовки моряков, и,
по возможности, для демонстрации во время
киносеансов на борту судов;
b) плакаты по технике безопасности на борту
судов;
c) помещение в периодических изданиях, предназначенных
для моряков, статей об опасностях морской
профессии и мерах предупреждения несчастных
случаев;
d) специальные кампании, в ходе которых
используются различные средства пропаганды
для обучения моряков методам предупреждения
несчастных случаев и безопасным методам
труда.
3) Такая пропаганда должна учитывать различие
национальностей, языков и обычаев моряков,
находящихся на борту судна.
9. 1) Члены Организации при применении статьи
10 Конвенции 1970 года о предупреждении
несчастных случаев (моряки) должны принимать
во внимание соответствующие типовые своды
правил по технике безопасности и своды практических
правил, опубликованные Международным Бюро
Труда, и соответствующие нормы международных
организаций по стандартизации.
2) Члены Организации должны, кроме того,
учитывать необходимость международного сотрудничества
в деле постоянного проведения деятельности
по предупреждению производственных несчастных
случаев; это сотрудничество могло бы принимать
следующие формы:
a) двусторонние или многосторонние соглашения
о единообразии норм в области предупреждения
несчастных случаев и защитных устройств;
b) обмен сведениями об отдельных опасностях,
угрожающих морякам, и о методах предупреждения
несчастных случаев;
c) содействие в области испытания оборудования
и контроля в соответствии с национальными
правилами страны регистрации судна;
d) сотрудничество в деле подготовки и распространения
положений, правил и руководств по предупреждению
несчастных случаев;
e) сотрудничество в производстве и использовании
учебных пособий;
f) создание совместных учебных заведений
или взаимопомощь в организации подготовки
моряков в области предупреждения несчастных
случаев и безопасных методов труда.